Прошли те времена, когда товары из Китая ассоциировались у потребителей с дешевым массовым продуктом низкого качества и с недостаточной сервисной поддержкой.
Одним из первых китайских производителей высокотехнологичного оборудования, о котором узнал весь мир, стал Huawei Technologies |
Сегодня экономика Поднебесной считается одной из самых быстрорастущих в мире, а многие китайские товары превосходят европейские аналоги по характеристикам.
Китайская экономика прошла несколько стадий развития: от производства дешевых товаров no-name для универмагов Wall-Mart до покупки известных мировых брендов (так, Lenovo приобрела у IBM марку ThinkPad). Следующая задача — создание и вывод на мировой рынок собственных торговых марок. Некоторые промышленные группы, такие как Baosteel, Galanz, Lenovo и Huawei Technologies, давно перешагнули границы Китая и получили известность на международном рынке. И неудивительно, что в стране с 1,3 млрд жителей (а это в два с лишним раза больше населения стран Евросоюза) возникла необходимость в разработке нового типа телекоммуникационного оборудования, способного обеспечить надежную работу огромного количества абонентов.
Пока европейские операторы действовали сугубо на локальных рынках, у них не возникало потребности в оборудовании с подобными характеристиками. Однако после создания Евросоюза стало ясно, что процессы глобализации жизненно важны и для области телекоммуникаций. Европейские операторы начали агрессивную экспансию на рынки соседних стран и приступили к построению единой бесшовной сети, способной поддерживать предоставление услуг на территории объединенной Европы.
Воспользоваться моментом
Серьезным препятствием на пути к общеевропейской телекоммуникационной интеграции стали фрагменты региональных сетей, основанные на оборудовании разного типа. У операторов появилась необходимость в оптимизации инфраструктуры и избавлении от «зоопарка» платформ, который приводит к существенному удорожанию технического обслуживания сетей.
Традиционные западные производители были не готовы к такому повороту событий. Имея давние договоренности с местными операторами, они не очень-то беспокоились о своем будущем. Гром грянул, когда крупнейшие поставщики телекоммуникационного оборудования оказались не в состоянии своевременно поставить тот объем продукции, который был необходим для создания единой сервисной платформы. Решение проблем эти операторы нашли в партнерстве с китайскими производителями. Сегодня продукцией последних пользуются более 400 операторов связи в 90 странах. В 2005 году глобальные доходы от поставок китайского телекоммуникационного оборудования составили 74 млрд долл., причем 62% этой суммы пришлись на решения для сетей подвижной связи, 17% — на оборудование телефонной коммутации, 9% — на абонентские терминалы.
Одним из первых китайских производителей высокотехнологичного оборудования, о котором узнал весь мир, стал Huawei Technologies. Эта компания активно действует на международном рынке с 1996 года. Помимо штаб-квартиры, расположенной в южнокитайском городе Шэньчжэнь, в мире функционируют восемь ее региональных представительств и более 100 филиалов. Huawei принадлежит и контрольный пакет акций 10 совместных предприятий на территории Китая.
Сейчас 28 из 50 крупнейших мировых операторов, в том числе British Telecom, Vodafone и Telefonica, используют оборудование этого поставщика. В СНГ его продукция нашла применение в сетях операторов «большой тройки», а также «Ростелекома», МРК «Связьинвеста», «ТрансТелеКома», «Укртелекома», «Казахтелека» и «Узбектелекома». На конец III квартала минувшего года объем продаж Huawei (согласно заключенным контрактам) составлял 8,79 млрд долл., 68% из которых приходились на зарубежные операции.
Чтобы следовать в фарватере новейших технологий, крупнейший китайский производитель активно участвует в процессах отраслевой стандартизации и патентования оригинальных разработок. Huawei инвестирует более 10% ежегодной прибыли в научные разработки (половина из них проводится для сферы мобильной связи). Всего компания располагает более чем 1 тыс. патентов в области технологий CDMA и 69 патентами, связанными с сетями UMTS (пятое место в мире).
Тернистый путь на Запад
На первом этапе экспансии на глобальный рынок компания столкнулась с рядом серьезных проблем, которые, как считают в Huawei, были вызваны различиями менталитета жителей Китая и Европы. Для решения этих проблем в 2003 году на территории Китая построен тренинг-центр для иностранцев, в который приглашаются практически все сотрудники и партнеры фирмы. Университет Huawei разработал программы культурного обучения, нацеленные на адаптацию иностранных сотрудников к совместной работе с китайскими коллегами. В региональных офисах компании 80% штата составляет местный персонал.
Путь Huawei на европейский рынок не был усыпан розами. Изначально отношение операторов к китайскому производителю было предвзятым. Заказчики придирчиво анализировали каждый пункт контракта и с подозрением относились к любому предложению компании. Тем не менее за короткий срок Huawei смогла удовлетворить самые строгие требования и стала одним из аккредитованных поставщиков для глобальной сети группы Vodafone и проекта 21st Century Network, реализуемого BT. Выбор Vodafone заставил остальных участников рынка рассматривать Huawei как потенциального поставщика современных телекоммуникационных решений, и фирма встала в один ряд с признанными игроками глобального рынка телекоммуникаций.
К концу 2006 года производитель заключил уже 31 контракт на строительство сетей CDMA 2000 1x EV-DO. Сейчас сети CDMA, базирующиеся на оборудовании Huawei, обслуживают свыше 60 млн абонентов по всему миру. В России доля компании на рынке CDMA превышает 40%. Здесь построено более 25 сетей CDMA 1X и EV-DO, установлено свыше 300 базовых станций в шести регионах страны (Центральном, Поволжском, Сибирском, Уральском, Дальневосточном и Южном).
Кроме того, в мире подписано 35 контрактов на запуск в коммерческую эксплуатацию сетей UMTS. В сетях мобильных операторов установлено 350 тыс. портов Е1 для БС стандартов UMTS и GSM общей емкостью более 150 млн абонентов и свыше 64 тыс. приемопередатчиков TRX. Запущены в коммерческую эксплуатацию 350 систем U-SYS NGN в 50 странах, в том числе России, Великобритании, Германии, Португалии, США, Канаде, Бразилии и Китае.
Сетевой гипермаркет
Huawei превращается в крупнейший мировой гипермаркет телекоммуникационного оборудования, предлагающий решения и услуги практически для всех областей телекоммуникационной индустрии. В портфеле фирмы — оборудование для сетей беспроводной связи UMTS, GSM/GPRS/EDGE; TD-SCDMA; CDMA2000; GSM-R, конвергентные платформы Mobile SoftSwitch, IMS/FMC и WiMAX/WLAN, комплексные продукты для построения фиксированных сетей нового поколения, системы DSLAM, MSAN, FTTx, LH/ULH DWDM и Metro WDM. Компания не обходит стороной и разработку абонентских терминалов — телефонных трубок UMTS и CDMA, фиксированных телефонов CDMA, PC-карт для передачи данных и модулей беспроводного доступа.
Нынешняя стратегия конкуренции на международном рынке уже не ставит во главу угла ценовой фактор. Huawei намерена создать сервисно-ориентированную компанию, а потому активно наращивает долю услуг в своем обороте. В 2006 году направление дополнительных сервисов принесло фирме примерно 5% прибыли. За десять лет Huawei выполнила более 5 тыс. проектов в области планирования и оптимизации сетей мобильной связи. Самый крупный контракт, реализуемый в Бангладеш, связан с оптимизацией и обеспечением безопасности сети CDMA. В России одно из важнейших направлений — консультации в сфере логистики грузов.
Одновременно с глобализацией бизнеса Huawei приходится заниматься задачами оперативного реагирования на запросы клиентов из разных уголков мира. В 2001 году в Шэньчжэне был построен роботизированный логистический центр на базе оборудования Siemens общей площадью 2000 кв. м. Сейчас создается новый центр в Дубае и подписан контракт на строительство подобного же центра в Германии. Сообщается и о планах создания дополнительного логистического центра на границе с Россией.
Цифры и факты
За последние пять лет экономика нашего восточного соседа выросла почти в два раза. За 2005 год в Китае выпущено продукции на 2 трлн долл., привлечено 70 млрд долл. иностранного капитала. Доля информационной индустрии в ВВП Китая составила 7,2%, а доля ИКТ-продуктов в национальном экспорте — 35,2%.
В том же году объем рынка ИКТ в КНР составил 140 млрд долл., причем он демонстрирует ежегодный прирост на уровне 30%. Суммарный доход от услуг связи превысил 70 млрд долл. К концу 2005 года в стране было проложено 4 млн км оптического кабеля. По состоянию на октябрь 2006 года насчитывалось 370 млн абонентов фиксированной телефонной связи, а общий уровень проникновения таких услуг составил 28,3%. К этому же времени численность абонентов сотовой связи достигла 449 млн и продолжает увеличиваться на 36% в год.
В июне 2006 года доступ к Internet имели 123 млн китайцев (9,4% населения страны). Примерно 77 млн подписчиков (66,6% всей Internet-аудитории) пользуются благами широкополосного подключения. Число китайских Web-сайтов достигло 788 тыс. На резидентов из Поднебесной зарегистрировано 2,95 млн доменных имен, из которых 1,19 млн представлены в национальной зоне .CN. Число адресов IPv4, выделенных китайским пользователям, составляет 850 млн.