Avaya сообщила о результатах деятельности в 2006 финансовом году, закончившемся для нее 30 сентября.
Дмитрий Иванников: «За IV квартал Avaya удалось отыграть большую часть падения котировок ее акций на NYSE» |
Согласно данным Avaya, общий оборот производителя вырос по сравнению с 2005 ФГ на 5% и достиг 5,15 млрд долл. Рост обусловлен, в первую очередь, увеличением объема поставок продуктов и решений с 2,29 до 2,51 млрд долл. По остальным направлениям бизнеса заметных количественных изменений не произошло. Основные сервисы (к которым относятся инсталляция, интеграция и дальнейшая поддержка оборудования) подросли в объеме всего на 1,6% (до 2,0 млрд долл.), а прочие (предоставление в аренду решений и управляемых коммуникационных приложений) остались на уровне позапрошлого года (636 млн долл.). Вместе с тем чистая прибыль Avaya в 2006 ФГ сократилась весьма значительно — с 921 до 201 млн долл.
Сложный период
Региональный директор Avaya в России, СНГ и Восточной Европе Дмитрий Иванников считает, что 2005 год стал для его компании пиковым по прибыльности после ее выделения в 2000 году из структуры Lucent. Глобальные итоги минувшего года подсчитывались с учетом результатов работы поглощенной в 2005 году немецкой Tenovis, чей оборот составлял порядка 1 млрд долл. Процесс интеграции крупного европейского телефонного производителя в структуру сравнительно небольшой американской компании оказался более сложным, чем предполагалось поначалу, что неизбежно отразилось на итогах работы Avaya в первых трех кварталах 2006 ФГ. По словам Иванникова, в IV квартале ситуация нормализовалась, и фирме удалось отыграть большую часть падения котировок ее акций на NYSE.
Последний квартал прошедшего финансового периода ознаменовался скачком продаж оборудования с поддержкой IP-портов. Его было поставлено (в натуральном выражении) на 20% больше, чем в III квартале. Всего за свою шестилетнюю историю компания установила свыше 10 млн портов VoIP. Сейчас телефонная «классика» вытесняется из корпоративных сетей всего мира, включая Россию. Здесь, по сведениям Дмитрия Кондратьева, главы местного представительства Avaya, соотношение количества TDM- и IP-портов в поставленном оборудовании составило 60:40, тогда как год назад пропорция равнялась 70:30. Представители Avaya надеются, что в следующем году число проданных IP-портов, наконец, превысит 50%.
Знаковым событием для американского производителя стал Чемпионат мира по футболу 2006 года, к моменту проведению которого в Германии Avaya развернула уникальную телекоммуникационную сеть — самую крупную в истории спортивных мероприятий. Распределенная система, через которую за месяц футбольных страстей было «прокачано» свыше 21 Тбайт разнородного трафика, не дала ни одного сбоя, хотя администраторы зарегистрировали 128 тыс. попыток хакерских нападений.
Фундамент интеллектуальных сервисов
В 2005 году компания первой в отрасли анонсировала формирование нового сектора рынка телекоммуникационных приложений для бизнеса. Она заложила технологический фундамент концепции Intellegent Communications, выпустив третью версию управляющего сервера Avaya Communication Manager (раньше решения данного семейства были известны под маркой Definity). В следующем финансовом году эта концепция получила дальнейшее развитие. Avaya представила оригинальные разработки, обеспечивающие универсальный доступ к корпоративным приложениям с любого устройства и в любое время: one-X, IP VPN Remote, SIP Softphone и IP Dect. А недавно она сообщила о приобретении фирмы Traverse Networks, выпускающей защищенные приложения для мобильного доступа к корпоративным ресурсам IP-УАТС и системе унифицированной почты.
Обнародованная в 2005 году стратегия технологического развития состоит в переносе фокуса с аппаратного на программное обеспечение. Это позволило Avaya закрепить лидирующие позиции в «магических квадрантах» Gartner, описывающих состояние рынка корпоративной IP-телефонии и операторских центров. А независимые аналитики Synergy Research признают Avaya безусловным лидером в сегменте оборудования для корпоративного VoIP на протяжении последних 12 кварталов.
Россия, вперед!
Динамика бизнеса Avaya в России и СНГ, как и ожидалось, заметно опережает глобальные показатели. Данные по обороту в отдельных регионах традиционно не публикуются, но Дмитрий Кондратьев сообщил, что выручка местного представительства выросла по сравнению с выручкой 2005 ФГ на 40%, а по некоторым продуктовым группам — аж на 140%. Правда, не до конца ясно, какие сегменты продемонстрировали столь впечатляющий рывок.
Что касается таких приоритетных направлений российского бизнеса Avaya, как поставки решений для контакт-центров и универсальных платформ для SMB (IP Office), оборот по ним вырос на 60 и 72% соответственно. По количеству установленных портов IP Office (100 тыс. штук) в 2006 ФГ зафиксировано удвоение продаж. Как добавил Кондратьев, в прошедшем году его компания продолжала активно участвовать в тендерах на поставку платформ для организации корпоративных контакт-центров и выигрывала в среднем 9 из 10 конкурсов.
Минувший отчетный период представители российского офиса назвали «началом большого пути» Avaya в регионы. Главным шагом на этом пути стало проведение Avaya Mobility Roadshow в шести городах страны. Демонстрация решений, призванных обеспечить полную мобильность корпоративных пользователей, проводилась в специально оборудованном автотрейлере, который с непродолжительными остановками перемещался из одного города в другой. Благодаря этой акции к мобильным решениям Avaya «приобщились» свыше 1 тыс. человек.
Изменение котировок акций Avaya на NYSE в 2006 году |
Встраивание в бизнес-процессы
Руководитель группы предпродажной подготовки Avaya Георгий Санадзе считает, что наступивший финансовый год лишь усилит значимость мобильных технологий для бизнеса. Сначала в качестве мобильных абонентов Avaya Communication Manager могли использоваться только смартфоны Nokia на основе платформы Symbian (S 60), но вскоре к ним должны «присоединиться» терминалы, поддерживающие альтернативную ОС Windows Mobile.
В 2007 году руководство московского офиса связывает основные ожидания с увеличением спроса на решения для построения распределенного предприятия (в том числе распределенного контакт-центра) и создания удаленного/виртуального офиса. Другой доминирующей тенден?цией станет переход корпоративных коммуникаций на протокол SIP. В более отдаленной перспективе, по мнению Санадзе, неизбежны повсеместное внедрение в коммуникационную бизнес-среду архитектуры SOA и предоставление соответствующих услуг в виде подключаемых Web-сервисов.
С перечисленными ожиданиями связаны и предстоящие обновления в продуктовой линейке компании. Во-первых, выйдет в свет четвертая версия флагманского решения Avaya Communication Manager, оптимизированная для развертывания архитектуры SOA и приложения на базе SIP. Во-вторых, полнофункциональная поддержка SIP появится в продуктах, адресованных малому и среднему бизнесу (IP Office 4.0). В-третьих, серьезная ставка будет сделана на продвижение программного пакета промежуточного уровня Avaya Communication Enable Business Process (CEBP), позволяющего интегрировать коммуникационные приложения в бизнес-процессы предприятия. Наконец, четвертый громкий анонс посвящен выпуску решения масштаба предприятия, предназначенного для управления унифицированными почтовыми ящиками Unified Communication Center.
В области IP-продуктов для контакт-центров американский производитель предложит новую SIP-версию системы Avaya Interaction Center, а также инструментарий для составления отчетности и централизованного управления ресурсами центра обработки вызовов Contact Center Reporting. Таким образом, компания не только подтверждает приверженность выбранной в 2005 году генеральной линии развития, но и стремится расширить сферу влияния за счет игры на молодых сопредельных рынках, на которых уже обозначились собственные фавориты.