По устоявшейся традиции самые судьбоносные решения в нашей стране принимаются либо в канун новогодних праздников, либо в разгар летних отпусков.
Российские чиновники определили эти периоды как наиболее благоприятные для старта революционных реформ. Мол, в обществе уменьшается, таким образом, возможный негативный резонанс: при возвращении людей к активной деловой жизни страсти уже поулягутся, а повернуть события вспять будет нельзя.
Следуя этим негласным правилам, Министерство информационных технологий и связи опубликовало извещения о проведении конкурсов на получение лицензий 3G и условия самих конкурсов 25 декабря. С одной стороны, министр Леонид Рейман все-таки сдержал обещание до конца 2006 года сдвинуть с мертвой точки дело запуска в России сетей третьего поколения. С другой стороны, у участников рынка фактически не осталось времени на серьезный анализ положений конкурса и соответствующую публичную реакцию.
Впрочем, сотовые операторы, по-видимому, сочли, что лучше не дразнить судьбу. В тот же вечер, 25 декабря, «ВымпелКом» опубликовал официальное заявление от имени исполнительного вице-президента Николая Прянишникова. В нем говорилось дословно следующее: «Мы проанализировали условия конкурса на получение лицензий на оказание услуг связи третьего поколения. В целом, хотелось бы отметить, что требования к участникам конкурса кажутся нам довольно логичными. Обязательства участника конкурса, фигурирующие в документе, являются реалистичными, и мы готовы их полностью выполнить».
Высказываний руководителей других сотовых компаний не последовало. Однако после столь явного проявления лояльности «Билайна» сложно ожидать критики решения Мининформсвязи от других членов «большой тройки», которые сегодня являются единственно возможными претендентами на получение долгожданной лицензии. А вот за дополнительный четвертый лот, который, по словам Леонида Реймана, может быть выставлен на конкурс весной, развернется нешуточная борьба. Явного фаворита пока не видно.
Нужно ли преувеличивать предсказуемость итогов конкурса по первым трем лотам? Новейшая история развития отрасли показывает, что в переломные моменты на рыночную авансцену могут выйти доселе никому не известные «темные лошадки», способные полностью спутать карты аналитиков-экспертов. Зачем и для кого создаются такие фирмочки — отдельный вопрос, но, как бы то ни было, определенный риск остаться не у дел сохраняется даже для фаворитов конкурса. Любой претендент на вожделенную лицензию должен позаботиться, по крайней мере, о налаживании хороших отношений с чиновниками, влияющими на результаты конкурса.
В свете череды судебных разбирательств «ВымпелКома» с Россвязьнадзором за право получения лицензии GSM на дальневосточный регион задача сближения позиций этой компании и отраслевого регулятора представляется особенно актуальной. Как будто предвосхищая возможные казусы, Николай Прянишников предупредил, что «главным открытым вопросом остается вопрос о полосе частот». Руководство «Билайна» считает необходимым, «чтобы победители конкурса, набравшие приблизительно одинаковое количество баллов, получили равнозначные полосы частот с точки зрения сроков начала предоставления услуг и затрат на расчистку спектра».
Поясним, о чем идет речь. Предметом конкурса №1 (первым лотом) является получение лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи стандарта IMT-2000/UMTS с использованием полос частот 1935–1950, 2010–2015 и 2125–2140 МГц на территории Российской Федерации. По второму лоту «разыгрываются» частоты 1950–1965, 2015–2020 и 2140–2155 МГц, а по третьему 1965–1980, 2020–2025 и 2155–2170 МГц. Во всех случаях лицензиат должен приступить к оказанию услуг стандарта IMT-2000/UMTS не позднее чем через два года со дня принятия решения о выдаче лицензии. При этом практически весь частотный диапазон 1,9–2,1 ГГц в той или иной мере задействован силовыми структурами, которым, согласно, принятому в конце 2006 года решению ГКРЧ, необходимо освободить частоты для гражданского применения.
Конверсия частот станет осуществляться, прежде всего, за счет заинтересованных операторов сотовой связи. Их затраты на расчистку спектра, а также время запуска сети в коммерческую эксплуатацию будут зависеть от степени «загрязненности» предоставляемых им полос радиочастот. В такой ситуации претенденты на лицензии 3G почти неизбежно окажутся в неравных стартовых условиях. А вот чье положение будет более предпочтительным, комиссия сообщит лишь 20 апреля, в день вскрытия конвертов с конкурсными предложениями.