«Северо-Западный Телеком» повышает стоимость телефонных разговоров, и абоненты вынуждены принять новые правила игры.
Олег Попов: «Регулирующие органы не дают нам возможности подстраховаться, а в итоге мы рискуем» |
Руководители «Северо-Западного Телекома» (СЗТ) считают, что поведение абонентов после перехода на новую систему тарификации («повременки», фиксированной абонентской платы и комбинированной схемы расчетов) невозможно прогнозировать, а регулирующие органы были очень строги при утверждении тарифных планов. Из-за этого операторы, якобы, рискуют потерять часть выручки. Независимые аналитики уверены в необоснованности подобных опасений.
«Петербургская телефонная сеть», на базе которой был создан «Северо-Западный Телеком», готовила общественность к введению «повременки» с конца 90-х годов. Периодически назывались ориентировочные даты, но, по разным причинам, переход к этой системе тарификации откладывался. Повод праздновать победу появился у СЗТ 14 ноября, когда Федеральная служба по тарифам РФ (ФСТ) утвердила обязательные при введении «повременки» тарифные планы для абонентов. В СЗТ и еще трех МРК «Связьинвеста» новые принципы тарификации вступят в силу 1 февраля 2007 года. Тем не менее руководители СЗТ не показывают свою радость открыто, а за месяц до решения ФСТ даже выражали озабоченность по поводу возможного снижения выручки.
Коммерческий директор компании Олег Попов опровергал предположения о том, что оператор точно ничего не потеряет от введения спущенных свыше тарифных планов. «Сейчас невозможно предсказать поведение абонентов, а регулирующие органы не позволят нам подстраховаться. В итоге мы рискуем», — заявлял он.
Тем не менее предложенные оператором тарифные планы были одобрены ФСТ. Хотя официально сведения о них заранее не обнародовались, безлимитный тариф стал известен прессе задолго до его утверждения. В Санкт-Петербурге он составил 370 руб. — при том, что ныне действующая абонентская плата равняется 200 руб. При выборе комбинированного ТП все равно придется платить не менее 220 руб. в месяц, а в случае «повременки» предусмотрена «неснижаемая» составляющая 130 руб., которую необходимо вносить в кассу СЗТ даже при нулевом исходящем трафике. В других субъектах РФ имеются отличия в утвержденной тарифной сетке, но уровень расценок — примерно такой же.
Корректировка или продуманная акция?
Стоимость «безлимитки» кажется чрезмерно завышенной. Первыми этот факт отметили аналитики, а в СМИ появились публикации о почти двукратном увеличении тарифов телефонным монополистом, что не совсем корректно при наличии других ТП. Тем не менее было непонятно, зачем оператору нужен тариф, который способствует лишь повышению социальной напряженности и вряд ли позволит получить дополнительную прибыль.
Ответ на этот вопрос был дан в конце ноября, когда СЗТ объявил о снижении стоимости «безлимитки». В Санкт-Петербурге она составит 295 руб. Ранее, когда речь шла о 370 руб. в месяц, Попов предположил, что безлимитным тарифом воспользуются 25% абонентов. Теперь в СЗТ прогнозируют, что их будет не менее 50%.
Несложные расчеты показывают, что это снижение не повлияет на среднее увеличение стоимости телефонных разговоров в сети ПТС. В обоих случаях оно составляет примерно 12% в «реальном» денежном выражении и около 23% — в номинальном (без учета годовой инфляции, которую можно считать равной 10%). Вероятно, объем исходящего трафика в сети немного снизится, и рост доходов окажется не столь уж высоким. Однако серьезного уменьшения суммарного времени разговоров не ожидают ни аналитики, ни руководители СЗТ.
Такое, как бы спонтанное, снижение стоимости «безлимитки» ставит телефонного монополиста в заведомо выгодное положение. Получается, что в установлении завышенного тарифа на связь виновата ФСТ, а оператор исправляет неразумное решение регулирующего органа. При этом СЗТ в любой момент, без согласования с кем-либо, может повысить тариф до предельной величины.
Запланированное перевыполнение плана
С тем, что после перехода на новую систему тарификации доходы оператора в реальном выражении никак не могут снизиться, согласны эксперты. По оценкам директора по развитию инвестиционных проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий ИК «ФИНАМ» Элины Караевой, доходы «Северо-Западного Телекома» только из-за перехода на «повременку» возрастут примерно на 10–15%.
Несмотря на столь радужные прогнозы, в соответствии с планами стратегического развития компании ежегодный рост ее оборота должен составлять 6–7%. Конечно, параллельно снижаются тарифы на внутризоновую и междугороднюю связь, а также на подключение новых телефонных линий, но эти статьи доходов менее значимы в бизнесе местного монополиста. Вместе с тем стремительно увеличивается выручка СЗТ от предоставления услуг доступа к Internet, и переход на «повременку» поможет еще больше укрепить позиции оператора в этой области. Он уже обнародовал специальные пакетные предложения, которые позволяют платить одновременно за телефон и доступ к Internet по технологии ADSL с существенной экономией.
Мысли об альтернативе
Если прогнозы относительно прибылей СЗТ от услуг местной связи достаточно определенны, то о влиянии «повременки» на популярность других телекоммуникационных услуг можно только догадываться. «Не исключено, что молодые люди (в возрасте 20–30 лет) станут больше пользоваться мобильной связью. Скорей всего, «повременка» будет способствовать росту популярности выделенных каналов доступа к Internet и, одновременно, некоторых видов IP-телефонии, — считает Караева. — Например, «повременка» подтолкнет абонентов к тому, чтобы активнее общаться через Internet с помощью таких сервисов, как Skype или «Mail.Ru Агент». А вот на услугах карточной телефонии она, по-видимому, отразится негативно».
Фактическое увеличение стоимости разговоров по стационарному телефону станет дополнительным аргументом в пользу перехода частных абонентов на мобильную связь для получения телефонных услуг. Однако поиском альтернатив традиционной голосовой связи займется лишь незначительное число наиболее активных абонентов. А подавляющее большинство жителей Северной столицы, судя по всему, просто согласится с увеличением размеров платежей телефонному монополисту.