Эксперты заверяют, что наша страна полностью перейдет на цифровое вещание через десять лет.

Насколько реалистична эта оценка? С одной стороны, она является результатом анализа текущей ситуации, а с другой, свидетельствует о следовании экспертов официальной позиции Правительства РФ.

Как известно, именно 2015 год значится в программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2007–2015 годы» как время, в которое завершится переход отечественных сетей телевещания на цифровые технологии. Но эта программа еще не получила окончательного одобрения кабинета министров, и эксперты находят в ней немало слабых мест.

По словам Михаила Силина, вице-президента Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) и генерального директора «Комкора-ТВ», в данной программе затрагиваются преимущественно вопросы эфирного вещания. В ней не рассматриваются нормативные аспекты отрасли кабельного ТВ, а тем более такой сложной, но перспективной технологии, как IPTV. «Несовершенство программы станет сдерживающим фактором развития этих направлений, ведь без нормативной базы ни кабельные компании, ни поставщики услуг IPTV не смогут полноценно развиваться. Фактически, выпадают из поля зрения демократизация рынка и рыночные отношения, которые и являются гарантиями развития цифровых сетей в нашей стране», — подчеркнул Силин на прошедшем недавно в Москве международном форуме «Инвестиции в «Цифру».

Российские эксперты увязывают процесс перехода к цифровому телевещанию с ростом рынка платного ТВ и строительством мультисервисных кабельных сетей. По данным J’son&Partners, в первом полугодии 2006 года проникновение услуг платного ТВ в России составило 5% (в западных странах 60–70%). Более оптимистичные прогнозы зиждутся на том, что 70% российских телезрителей смотрят программы телевидения по кабельным сетям разных типов. При этом уже пятый год кабельные операторы ежегодно увеличивают абонентскую плату более чем на 10%, а объем услуг на рынке КТВ растет более чем на 20% (в денежном эквиваленте).

В 2005 году объем всего рынка платного ТВ в России (кабельного и спутникового) составил 360 млн долл., увеличившись на 35% по сравнению с 2004 годом. По некоторым оценкам, к 2007 году емкость рынка приблизится к 700 млн долл., причем число абонентов платного ТВ превысит 10% всех домохозяйств. Наблюдается существенный рост абонентской базы в Москве — на 43% за первое полугодие 2006 года. Через год-два примерно теми же темпами будет расти число подписчиков платного ТВ и в провинции.

В 2005 году приток инвестиций в сектор платного ТВ составил 100 млн долл. (в 2004 году этот показатель был минимум в два раза меньшим). Таким образом, сегмент платного ТВ вышел на второе место в России (после сектора услуг доступа к Internet) по темпам роста. Его доля в общих доходах российского телекоммуникационного рынка уже превысила 1%.

Впечатляющие кривые роста могут навести на мысль, что цифровое ТВ завоюет российские просторы намного раньше, чем определено государственной программой. К сожалению, приходится констатировать: правительственные прогнозы вполне реалистичны. По словам Силина, хотя в России и наблюдается бурное строительство кабельных сетей, большинство из них пока являются аналоговыми. А услуги аналогового ТВ чаще всего предоставляются без использования эффективных систем класса Middleware и решений для разграничения доступа к сервисам (NDS). И даже у операторов, внедривших в своих сетях цифровые системы разграничения доступа, число аналоговых абонентов существенно превышает количество цифровых.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что основной тенденцией в нашей стране, как и во многих других государствах, станет конвергенция технологий телевещания, мобильной связи и передачи данных. Однако кабельные сети останутся главной действующей силой на рынке услуг платного ТВ. Конкурентоспособность кабельных операторов будет обеспечена благодаря внедрению интерактивных приложений, невозможных при эфирном вещании и в сотовых сетях. А основным «двигателем» интереса пользователей к услугам кабельного ТВ окажутся услуги на основе Internet, в том числе IPTV, которое обеспечивает многогранные интерактивные возможности. Но и здесь не все гладко.

Крупные рыночные игроки, такие как «МТУ-Интел» и «Комкор-ТВ» заявляют о наличии у них мультисервисных сетей, но на деле о полноценной реализации концепции Triple Play для частных пользователей говорить преждевременно. Есть лишь отдельные примеры пакетирования услуг передачи данных, голоса и видео, однако ни один российский оператор не предоставляет такие сервисы комплексно, используя одну линию связи с абонентом. В 2005–2006 годах в России были запущены несколько IPTV-проектов разного масштаба, но говорить об их коммерческом успехе и серьезном влиянии на рынок преждевременно. Системы IPTV обслуживают не более 1% отечественных телезрителей, подчеркивает вице-президент АКТР и генеральный директор компании «Мультирегион» Сергей Дмитриев.

Впрочем, не следует делать вывод, что Россия является аутсайдером становления цифрового ТВ. Во всем мире переход на цифровое вещание начался примерно 10 лет назад, с распространением алгоритма кодирования спутникового телесигнала MPEG-1 (в целях экономии полосы пропускания). Большинство стран лишь сейчас достигли водораздела между аналоговым и цифровым ТВ, и Россия — не исключение. Как и многие другие, она находится в середине двадцатилетнего перехода к телевизионным системам следующего поколения.


Цифры и факты

По данным агентства The Division Group, число подписчиков на услуги IPTV во всем мире вырастет с 2 млн в 2005 году до 34 млн в 2010 году. С 2005 по 2009 годы среднегодовые темпы прироста абонентской базы в США составят 78% (14 млн абонентов). Предполагается, что к 2010 году такое же количество пользователей (34 млн) будет и в регионе EMEA, где среднегодовые темпы роста в указанный период составят 61%.