Апологеты Internet без устали предсказывают закат не только традиционной, но и мобильной телефонии. Но если говорить о предоставлении Internet-услуг как о разновидности бизнеса, то непонятно, на чем основаны их шапкозакидательские настроения.
Оливер Херсен предполагает, что все пользователи услуг телефонной связи перейдут, в конечном счете, на Skype |
Структурные изменения ландшафта телекоммуникационного рынка в связи с распространением IP-технологий вот уже несколько лет входят в повестку дня ежегодной конференции по IP-телефонии, проводимой компанией CompTek. Будучи статусным мероприятием для альтернативных операторов связи и производителей соответствующего оборудования, она собирает приверженцев Internet-технологий чуть ли не со всей Европы — по крайней мере, эта конференция уже давно перешагнула границы России по составу участников. А европейцы, как известно, еще больше, чем наши соотечественники, убеждены в скорой и безоговорочной победе Internet над прочими видами коммуникаций.
Ключевой доклад на одном из рабочих дней форума сделал Оливер Херсен, основатель компании NetCentrex, которую недавно поглотил израильский разработчик ПО для управления услугами Comverse. Херсен провозгласил: «Скоро мы станем свидетелями того, как Internet убьет не просто телефонию, а мобильную телефонию». Но и обычные ISP, по его мнению, отстают по смелости мышления от владельцев Web-порталов, поскольку не развивают услуги, привлекающие, прежде всего, массовых пользователей. В конечном счете, предполагает Херсен, все перейдут на Skype и забудут о существовании телефонов, как о дурном сне.
Кто знает о том, как добился своего мирового признания г-н Херсен, тот поймет, что его успешный start-up вряд ли повторим в нашей стране: слишком велика разница в менталитете отечественных и западных клиентов. Скажем, прежде чем лицо создателя Web-портала Google Сергея Брина начало мелькать на обложках авторитетных бизнес-журналов, он был вынужден уехать в США.
Можно привести и другие примеры построения «с нуля» удачного бизнеса, основная капитализация которого заключена не в преумножаемых материальных активах, а в известном бренде и огромной армии пользователей, которых и клиентами назвать нельзя, поскольку напрямую они не приносят денег провайдеру. Кучкуясь вокруг раскрученного бренда и периодически регистрируясь в его бесплатных Internet-сервисах, они формируют довольно устойчивое сообщество («комьюнити»), которое вызывает повышенный интерес у рекламодателей. И лишь последние в этой сложной цепочке коммерческих взаимоотношений являются реальными плательщиками, приносящими прибыль поставщикам услуг.
Оборотная сторона медали «идеальной» бизнес-модели будущих телекоммуникаций — стремительный рост биржевых котировок. Сегодня компании, развертывающие бесплатные Internet-сервисы и формирующие вокруг себя «комьюнити», находятся в фаворе у инвесторов. Те разочаровались в перспективности традиционного телекоммуникационного бизнеса, основанного на оказании возмездных услуг (см. «Сети», №17, статья «Парадоксы в телекоммуникациях»). В силу этого акции владельцев порталов растут в цене гораздо быстрее акций операторов связи. Однако до сих пор непонятно, чем бизнес-модель бесплатных Internet-сервисов принципиально отличается от бизнес-модели бесплатных рекламных газет, которые раскладываются по почтовым ящикам жителей крупных городов. А еще неясно, насколько долго на фондовом рынке будет раздуваться очередной «мыльный пузырь», в котором снова оказались замешаны Internet-компании.
Не знаю, как на Западе, но в нашей стране большинство людей не принимают за чистую монету футуристические рассказы о том, какими станут телекоммуникации лет через пять-десять. Наверное, поэтому выступление руководителя инновационного центра компании «ЭР-Телеком» Александра Смильгевича вызвало у участников конференции практический интерес, а доклад ведущего специалиста «Тарио» Германа Мызовского — целый поток теоретических дискуссий о том, на чем же все-таки зарабатывать деньги.
«ЭР-Телеком» — это крупный региональный сервис-провайдер, который развернул гибридные сети кабельного ТВ в 15 городах страны, а сейчас пытается реализовать на их базе модель услуг Triple Play. Смильгевич подчеркнул, что раньше кабельные операторы почти не занимались телефонными услугами (в 2006 году на них придется не более 1% выручки), но теперь собираются активно развивать это направление. По прогнозам эксперта из «ЭР-Телеком», к 2010 году телефония будет приносить четверть всех доходов операторов кабельных сетей. Конечно же, речь идет о телефонных услугах на базе протокола SIP (абонентской IP-телефонии). В следующем году «ЭР-Телеком» намерен внедрить услуги SIP-телефонии в девяти городах. В качестве пользовательского терминала в сети оператора будет использоваться либо устанавливаемое на ПК оригинальное ПО с функциями контроля над присутствием, либо обычный телефонный аппарат с SIP-адаптером — для включения в локальную сеть.
«ЭР-Телеком» и множество других альтернативных операторов, прокладывающих широкополосные каналы к абонентам, исповедуют инфраструктурный подход. В противоположность этому проект компании «Тарио» под названием SIPNET не требует существенных вложений в сетевую инфраструктуру. Пользователями SIPNET становятся люди, которые уже подключены к Internet одним из способов, обеспечивающих пропускную способность не менее 64 Кбит/c.
По аналогии со Skype сервис SIPNET позволяет бесплатно общаться внутри сети SIPNET, а также звонить на стационарные телефоны Москвы и Санкт-Петербурга по нулевому тарифу (в последнее время на сайте провайдера появилось сообщение, что такие возможности предоставляются только в течение рекламной акции). При звонках на остальные фиксированные и мобильные телефоны России и зарубежья расценки на связь ниже, чем у большинства операторов «карточных» платформ, и существенно меньше, чем у «Ростелекома».
Тем не менее Герман Мызовский подчеркивает, что стратегия «Тарио» в рамках дальнейшего развития проекта SIPNET — переходить от продажи трафика (минут разговора) к продаже услуг. В долгосрочной перспективе цель фирмы настолько туманна, что ее не смог четко сформулировать даже сам докладчик: «Мы хотим создать бизнес-модель продаж возобновляемых ресурсов, которая действует по принципу «чем больше от пирога откусываешь, тем больше его остается».
Несомненно, такой чудо-пирог пришелся бы по вкусу не только телекоммуникационным провайдерам, но и представителям любых отраслей экономики, но приготовить его пока никому не удалось. В «Тарио» полагают, что рецепт кроется в создании пресловутого «комьюнити» пользователей, общающихся в сети SIPNET. Впрочем, их число пока растет не столь фантастическими темпами, как аудитория Skype или Google. По признанию Мызовского, спустя год после запуска сервиса его постоянными клиентами являются примерно 50 тыс. человек, ежемесячно приносящих компании в среднем по 1,5 долл. дохода.
Правда, в периоды «халявных» рекламных акций разных операторов связи по одному IP-адресу регистрируются до 300 «уникальных» абонентов (с уникальными идентификаторами SIP-ID) в сутки. Такой фрод по мере сил пресекается административными методами, но следующий из этих наблюдений вывод весьма неутешителен для провайдера. «Ничего лучше халявы для привлечения пользователей не придумано, — констатирует Мызовский. — Чтобы иметь успех у подписчиков, им нужно чуть-чуть приплачивать».
У руководителей проекта SIPNET есть печальный опыт и в области рекламы своих услуг. В прошлом году «Тарио» затратила на рекламу нового бренда в прессе, на радио и наружных носителях 150 тыс. долл. (наверное, это были самые большие инвестиции в проект), а в результате получила лишь 100 подписчиков. В нынешнем году началась кампания по зачислению на лицевой счет каждого зарегистрировавшегося в сети абонента по 1 долл., и абонентская база увеличилась сразу на 100 тыс. человек. Правда, неизвестно, сохранят ли они лояльность провайдеру после того, как «выговорят» этот доллар.
С одной стороны, проблема построения окупаемого бизнеса в сфере Internet-услуг упирается в отсутствие широко доступных механизмов сбора платежей. По мнению Мызовского, таковыми могут оказаться только электронные деньги, поскольку при распространении скретч-карт через розничные сети комиссия достигает 40–45% номинала. Однако то же условие становится фактором ограничения роста абонентской базы, так как далеко не каждый гражданин нашей страны доверяет электронным деньгам и умеет ими пользоваться.
При нынешних показателях абонентской базы Мызовский не очень надеется на то, что любимое детище «Тарио» можно будет кому-то продать за большие деньги, а тем более вывести на фондовую биржу, повторив путь знаменитых западных start-up’ов. Но все же виртуальное «комьюнити» — это самоорганизующаяся система, и, научившись правильно взаимодействовать с социальными сетями, можно добиться их взрывообразного роста. В общем, такой бизнес-опыт нельзя не приветствовать, только вот рассуждать о замене традиционных телекоммуникаций на свободное общение через Internet-порталы пока преждевременно, особенно для наших сограждан.