Когда у нас стало известно об отмене оплаты входящих звонков, мобильные операторы начали сокрушаться, что эта мера серьезно ударит по их доходности.
Потери «большой тройки» от введения CPP оценивались в 1 млрд долл. ежегодно. Но по прошествии первых трех кварталов работы в новых условиях уже ясно, что операторы не только ничего не потеряли, но и улучшили свои финансовые показатели. Естественно, благодаря абонентам, которые теперь больше разговаривают и платят.
Обнародованные МТС и «ВымпелКомом» накануне Нового года итоги III квартала уходящего года превзошли ожидания рыночных аналитиков («МегаФон» на момент написания этого материала о результатах своей работы ничего не сообщил). МТС поставил собственный рекорд квартальной консолидированной выручки — 1,798 млрд долл., почти на 30% улучшив достижения годичной давности. Маржа OIBDA, которая является важнейшей характеристикой состояния бизнеса оператора связи (а именно способности делать капитальные расходы, осуществлять прочие инвестиционные проекты, брать займы и обслуживать долги), за отчетный период лишь немного не достигла рекордной отметки, остановившись на уровне 53,6%. Чистая прибыль МТС в III квартале 2006 ФГ составила 486,3 млн долл. — на 40% больше, чем в III квартале 2005 года, и на 65% больше, чем в предшествующем квартале 2006 года.
«Билайн» тоже обновил свои квартальные рекорды. Наивысшего значения за всю историю компании достигла маржа OIBDA — 52,8%. Операционная выручка за III квартал составила 1,359 млрд долл., увеличившись за последний год на 52,6%. Показатель чистой прибыли за тот же период вырос на 37,7%, достигнув 268,4 млн долл.
В отчетах перед инвесторами тотальное оздоровление финансовых показателей ведущих сотовых операторов наверняка будет увязано с успешностью новых стратегий, во главу угла которых ставится повышение прибыльности бизнеса. Особенно этой задачей увлеклись «Мобильные ТелеСистемы». Оператор ввел в состав своей бизнес-стратегии новую «функцию» гарантирования доходов — наряду с другими «функциями» (маркетинговой, технической, взаимоотношений с абонентами и т.п.).
В какой-то мере лидеру рынка, возможно, удалось потуже затянуть пояс, так как бремя внутренних расходов, в том числе на оплату труда 25 тыс. сотрудников, «впечатлило» даже основного владельца АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Но если разобраться по порядку, можно сделать вывод, что ничего принципиально нового в стратегиях бизнеса ведущей «двойки» российской сотовой связи пока не придумано. Они пересмотрели действующие тарифные планы в сторону повышения первой минуты разговора, запустили новые тарифы, адаптированные под более «разговорчивых» абонентов, и стали методично взимать с региональных партнеров деньги за приземление трафика, чего раньше не делали.
Например, в соответствии с отчетом «ВымпелКома», за III квартал 2006 года доходы от интерконнекта достигли 161,1 млн долл. За аналогичный период прошлого года они составили всего 23,6 млн долл., то есть были пренебрежимо малы. Фактически, большую часть «потерянного» (в связи с отменой платы за входящие) миллиарда долларов «Билайн» компенсирует только за счет региональных партнеров.
Адаптация тарифной сетки также возымела действие: у обоих сотовых операторов начала стремительно расти доходность каждого абонента (ARPU) и среднее количество выговариваемых в течение месяца минут (MoU). В сети «Билайн» за отчетный квартал ARPU увеличилась на 16% (до 8,6 долл.), а в сети МТС — на 14,7% (тоже до 8,6 долл.). Правда, со II квартала 2006 года оба оператора при расчете ARPU учитывают выручку от интерконнекта, что усложняет определение средних затрат на услуги связи их собственных абонентов. В такой ситуации более убедительна динамика роста MoU. У абонентов «Билайна» среднее количество ежемесячно используемых минут в III квартале составило 123,2 (прибавка по сравнению со II кварталом на 6,3%, а по сравнению с I кварталом — на 11,4%). МТС получил показатель 135 мин (рост на 5,5 и 14,4% соответственно).
Вот такими простыми и эффективными оказались уловки — нацеленные и на абонентов, и на акционеров. Операторы по максимуму использовали имеющиеся ресурсы для улучшения финансовой отчетности, но каких-либо революционных изменений в услугах связи не осуществили. Сервисы с добавленной стоимостью по-прежнему обеспечивают 12–13% ARPU и не превращаются в локомотивы развития сотового бизнеса.
Следующий ход крупнейших отечественных операторов мобильной связи, по-видимому, будет направлен на укрепление завоеванных позиций. Сейчас они активно отстаивают право предоставлять VIP-абонентам прямые городские номера. А эти абоненты представляют собой очень значимый в количественном и качественном отношении контингент. К примеру, у «ВымпелКома» в России — 2 млн владельцев прямых номеров, из которых 400 тыс. обслуживаются в столичном фрагменте сети. Есть подозрение, что в силу разных исторических причин база «прямых» абонентов МТС — еще больше.
В соответствии с буквой и духом нового закона «О связи» для сохранения возможности предоставлять прямые номера сотовые компании должны получить лицензии на местную телефонную связь. «Мобильные ТелеСистемы» первыми отрапортовали о получении дополнительных лицензий на 27 регионов страны. Предполагаемый объем инвестиций в этот проект составит 13 млн долл., а строительство местных сетей компания надеется завершить к лету следующего года. «ВымпелКом» пока занимает выжидательную позицию. Прежде чем подать заявки на получение дополнительных лицензий, оператор хочет, чтобы такой сценарий работы мобильных операторов был в явном виде закреплен в действующем законодательстве.
Но, как мне кажется, получение лицензий на местную телефонную связь всеми операторами «большой тройки» — только вопрос времени. И причина состоит не столько в желании полностью контролировать процесс обслуживания «дорогостоящих» клиентов, сколько в возможности одновременно владеть фиксированными и мобильными сетями. Каких-либо серьезных инвестиций в создание коммутационного ядра местной сети не требуется, а в свете глобальной конвергенции проводных и беспроводных коммуникаций выгода от этого вполне очевидна.