«Директор информационной службы»
Под Triple Play каждый поставщик услуг подразумевает что-то свое, но вне зависимости от конкретного понимания этого термина ни один отечественный оператор пока не сумел предоставить полноценный пакет услуг Triple Play.
Вопреки прогнозам
Сергей Алимбеков: «Каких-либо идеологических ограничений на внедрение услуг телефонии в рамках Triple Рlay я не вижу. Просто раньше до этого не доходили руки» |
Западные специалисты и аналитики крайне сдержанны в оценках ближайших перспектив Triple Play в России. Судя по их осторожным прогнозам, всплеск интереса к Triple Play следует ожидать не ранее чем через 4-5 лет. Причина состоит в том, что интерес к доставке видео по IP отмечается преимущественно в крупных городах России, где довольно высок уровень конкуренции среди провайдеров услуг широкополосного доступа к Internet. Конкуренция приводит к снижению стоимости услуг, что вынуждает провайдеров искать пути повышения прибыли и привлечения абонентов за счет дополнительных сервисов. Широкому распространению этой технологии в России могут воспрепятствовать и отсутствие качественной инфраструктуры «последней мили», и низкая готовность абонентов получать платный видеоконтент.
Наличие сети доступа — необходимое, но отнюдь не достаточное условие для оказания добавочных услуг. Требуются еще и дополнительные инфраструктурные компоненты, служащие для передачи как голоса, так и видео. Неудивительно, что пока ни одному отечественному оператору не удалось сформировать полноценный портфель услуг Triple Play.
«С терминологией в отрасли — вечная беда. В нашей компании было решено понимать под Triple Play возможность одновременного оказания оператором услуг доступа к Internet, цифрового телевидения и голосовой связи с использованием единого лицевого счета и вне зависимости от выбранного способа организации «последней мили»», — пояснил генеральный директор ОАО «Институт автоматизированных систем» (ИАС) Сергей Алимбеков.
Перелом в ментальности
ИАС — единственная компания из группы «Комкор», которая оказывает услуги телефонии. С 1995 года она представляет на территории России интересы глобального оператора British Telecom. Ей приходится работать в сегменте, уже не демонстрирующем той доходности, которая была характерна для него в середине 90-х годов. «Проблема телефонизации в Москве ушла в прошлое, и конкурировать на этом рынке можно только за счет качества и разнообразия услуг», — считает Алимбеков.
Альтернативные операторы сменили приоритеты. Они активно развивают услуги широкополосного доступа, организации VPN и т.д., но ни один серьезный оператор не может обойтись без телефонии. По словам Алимбекова, клиенты (особенно корпоративные) высоко ценят возможность получать весь комплекс телекоммуникационных услуг у одного оператора. Наряду с передачей данных и видео телефония призвана повышать лояльность клиента и, конечно, увеличивать ARPU. «Сейчас стало целесообразным продвижение услуг телефонии в рамках пакета Triple Play», — добавил глава ИАС.
Коллегиальный мотив
К тому моменту, когда в ИАС созрела необходимость в модернизации телефонной платформы, другие компании группы «Комкор» собирались внедрять интеллектуальные голосовые услуги. «Комкору» требовалась платформа для развертывания таких сервисов в VPN-сетях клиентов без выхода в ТфОП. Оператор сетей кабельного телевещания «Комкор-ТВ» тоже подумывал о продвижении телефонных услуг. Руководство холдинга решило сосредоточить весь телефонный бизнес в руках одной фирмы, которой и стала ИАС. «Потребовалось найти техническое решение, удовлетворяющее как собственным потребностям ИАС, так и задачам «Комкора» и «Комкора-ТВ», — рассказывает Алимбеков.
ИАС уже располагала номерной емкостью в коде «495» и предоставляла услуги телефонной связи на межоператорском и корпоративном рынках. Решение ФАС о закреплении за этим оператором 110 тыс. номеров в коде «499» предопределило масштаб и производительность новой телефонной платформы. Ею стал Communications Server 2000 компании Nortel.
Обоснованный выбор
До конца 2006 года в сети группы «Комкор» будет установлен программный коммутатор операторского класса Communications Server 2000, поддерживающий коммутацию голосовых пакетов по протоколам SIP и H.323. Для подключения к ТфОП по протоколу ОКС-7 предполагается использовать медиашлюз Mediagateway 15000 — масштабируемое решение для интеграции традиционной телефонной сети и магистральной сети IP. Пограничный контроллер BCP-7200 (Session Border Controller) выполнит функции защищенного прокси-сервера медиа?потоков для SIP-коммутации. Впоследствии решение может быть легко интегрировано в архитектуру IMS в качестве сервера SIP-приложений и MGCP для организации взаимодействия с сетью общего пользования.
«С нашей точки зрения данное решение — достаточно удачное. Во-первых, оно «выращено» на базе классических телефонных свитчей, которыми всегда славился Nortel как поставщик решений для традиционной телефонии. А во-вторых, Nortel раньше других классических производителей освоил нишу IP-технологий и NGN-решений, благодаря чему сумел реализовать возможность предоставления дополнительных услуг на базе SoftSwitch класса 5», — пояснил Алимбеков.
На выбор решения повлияло и то, что в тот момент только компания Nortel располагала продуктом операторского класса, сертифицированным Мининформсвязи РФ.
Поставки оборудования осуществляются через локального партнера Nortel компанию Jet. А подразделение Nortel Global Services гарантирует обеспечение всего цикла сервисной поддержки, в том числе предварительное инспектирование объектов, инжиниринг сети, установку оборудования, конфигурирование коммутаторов и проектирование сетевых сервисов.
Телефония в домовых сетях
На первой фазе проекта телефонные услуги будут доступны 30 тыс. абонентов в Москве и области, а в перспективе систему намечено расширить для поддержки 500 тыс. абонентов. На основе такого расчета и выбиралась конфигурация оборудования Nortel. Проект должен окупиться за три с половиной года — за счет привлечения новых абонентов, нуждающихся в телефонной связи. При этом клиентская база должна ежегодно увеличиваться на 30 тыс. подписчиков.
В ИАС рассматривают два стратегических пути развития проекта. Первый заключается в максимальном использовании рыночного потенциала «Комкора-ТВ». Алимбеков сообщил: «К концу года компания будет иметь примерно 100 тыс. абонентов. Мы рассчитываем, что услугами телефонии со временем станут пользоваться минимум 10% из них».
Второй путь более интересен, так как так раньше им никто не сумел воспользоваться. Подавляющее большинство провайдеров домовых сетей старались увеличить число абонентов широкополосного доступа, но практически не занимались голосовыми сервисами. В результате у большинства домовых сетей нет необходимых лицензий или отсутствует телефонная емкость — и это в условиях, когда на такие услуги есть значительный спрос. «Сети, имеющие 1-2 тыс. абонентов, вполне способны обеспечить должные качество связи и сервис. С их помощью мы сможем оказывать услуги телефонии, — продолжает Алимбеков. — С начала августа мы проводим эксперимент в Зеленограде, в сети «СИнС Телеком». Через нее мы подключаем физических лиц по тарифам, сопоставимых с расценками МГТС. Пока предоставляется минимальный набор голосовых сервисов и услуг класса 5».
Зеленоград для ИАС — опытно-коммерческая площадка. В рамках проекта компания собирается получить опыт работы с массовым рынком, собрать статистику по абонентским запросам, отработать методы продвижения телефонных услуг. Уже ведутся переговоры и решаются технические вопросы взаимодействия с другими владельцами домовых сетей. Темпы прироста числа их абонентов свидетельствуют, что второй вариант бизнес-плана ИАС может оказаться не менее эффективным, чем первый.
Под услугами класса 5 в ИАС понимают дополнительные сервисы, которые так или иначе связаны с телефонным трафиком в IP-сетях: это переадресация вызовов, голосовая почта, SMS, голосовые конференции и пр. Но вполне вероятно, что через год-два пользователям станет недостаточно этих сервисов, и по мере возникновения спроса ИАС планирует внедрять новые услуги. Со временем они станут обыденными для домашних абонентов, но сначала, на этапе формирования новых рыночных ниш, нужны усилия операторов-первопроходцев.