В конце октября в Москве прошел бизнес-форум TeleEvo 2006, организованный консалтинговой компанией Ernst&Young при участии международной организации TeleManagement Forum (TMF), Ассоциации аудита и контроля над информационными системами (ISACA) и Института непрерывности бизнеса (BCI). По сути, форум состоял из двух частей. Одна из них — саммит руководителей, на который были приглашены топ-менеджеры ведущих телекоммуникационных компаний. А вторая представляла собой серию конференций-семинаров для начальников подразделений, отвечающих за эксплуатацию BSS, управление рисками, обеспечение непрерывности бизнеса, борьбу с фродом и другие практические аспекты корпоративной деятельности.
Как следует из пресс-релизов TeleEvo, на форуме были предложены пути развития российской отрасли телекоммуникаций, повышения прибыльности и защиты бизнеса операторов связи. Возможно, где-то в кулуарах или на отдельных семинарах действительно прозвучали рецепты выхода из создавшейся ситуации, но на саммите, а затем и на пресс-конференции представители TMF, Ernst&Young и других авторитетных организаций ограничились констатацией фактов. Все свои заключения они преподносили в виде гипотез.
Руководитель группы телекоммуникаций Ernst&Young Global Винсент де Ла Башелери перечислил современные черты европейского рынка услуг связи. Если судить по этой информации, поводов для беспокойства нет. По словам де Ла Башелери, «мыльные пузыри» давно сошли с авансцены, крупные операторы контролируют все цепочки генерации прибыли, а конвергенция переместилась на уровень слияния технологий и услуг фиксированной и мобильной связи. В то же время стоимость акций операторских компаний «ведет себя» необъяснимо — она устойчиво падает.
Винсент де Ла Башелери согласился с тем, что ситуация — странная. По его предположению, она объясняется тем, что у инвесторов и аналитиков отсутствует долгосрочное видение перспектив развития операторского бизнеса. Еще одна причина такова: у рыночных игроков возникают значительные проблемы при налаживании коммуникаций с конечными пользователями. Отмечается и много пробелов в организации бизнес-процессов, гарантирующих получение прибыли от основной деятельности, хотя созданная сетевая инфраструктура таит в себе незадействованный потенциал. Общий вывод эксперта из Ernst&Young: операторам нужно уделять повышенное внимание клиентам, обеспечению их лояльности, а за счет этого можно будет добиваться и улучшения финансовых показателей.
Главный гость московского форума председатель совета директоров TMF Кит Уиллетс представил первый выпуск своего ежегодного издания Telecoms Management — Transformation in 2006. Он подчеркнул, что, невзирая на колоссальные изменения рыночного облика операторов связи, постоянное внедрение новых услуг и коренную трансформацию цепочек формирования стоимости, большинство участников рынка по-прежнему опираются на бизнес-процессы и информационные системы 10- и даже 20-летней давности. «Работа с комплексом продуктов XXI века при помощи бизнес-процессов, относящихся к XX веку, весьма негативно сказывается на финансовых результатах их деятельности», — заключил Уиллетс.
Какими должны быть современные инструменты поддержки бизнеса, соответствующие нынешнему состоянию рынка и потребностям его участников, представители СМИ так и не узнали. По косвенным признакам (названиям тем учебных семинаров) можно догадаться, что TMF рекомендует отечественным операторам сосредоточиться на реализации процессуальной модели Electronic Telecom Operations Map (e-TOM), модели представления данных Shared Information and Data (SID) и остальных ключевых компонентах архитектуры NGOSS (нового поколения систем операционной поддержки). Однако назвать эти методологии откровениями для операторов связи нельзя, так как для многих они уже стали стандартами, а проблема снижения эффективности бизнеса на глобальном уровне по-прежнему остается актуальной.
Один из основателей международной консалтинговой фирмы Logan Orviss Колин Орвисс оказался «солидарен» с коллегами в незнании пути выхода из рыночной стагнации. Правда, он нашел в себе смелость признать, что «западное восприятие рынка телекоммуникаций, основанное на оценке стоимости компаний, не всегда является правильным». В России Орвисс видит очень динамичные и перспективные сегменты Internet и сетей широкополосного доступа, которые должны сыграть определенную роль в развитии местной экономики. Орвисс призвал россиян вкладывать деньги, получаемые от экспорта нефти и газа, в инфраструктуру широкополосных сетей. Дальше его выступление пошло по накатанному сценарию: «Мы пока плохо понимаем, как и почем нужно продавать медийный компонент услуг, чтобы заинтересовать массового потребителя. Однако мы видим, что расценки на передачу голоса движутся вниз».
Очень интересной оказалась реакция Кита Уиллетса на вопрос о том, что кроется за повальной модой на ребрендинг. По-видимому, сказал он, операторы не могут доказать инвесторам, что сфокусированы на правильных направлениях бизнеса, а потому затевают возню с брендами. Но она зачастую ассоциируется с переменой формы, а не содержания, и слабо влияет на настроения инвесторов.
Присутствовавший на пресс-конференции единственный представитель российского телекоммуникационного бизнеса — первый заместитель генерального директора «МегаФона» Алексей Ничипоренко — тоже согласился с тезисом, что потенциал традиционного рынка услуг сотовой связи практически исчерпан. Однако, не поддавшись на увлечение ребрендингом, «МегаФон» сохранил самые высокие среди членов «большой тройки» показатели ARPU. Ничипоренко видит причину в сознательном отказе оператора от участия в ценовых войнах, которые начались в 2004 году. В погоне за абонентской базой (и котировками на Нью-Йоркской фондовой бирже) основные конкуренты «МегаФона», фактически, разрушили структуру потребительского рынка, а восстановить ее, по мнению Ничипоренко, будет очень сложно.