Мировые поставщики решений для сетевой инфраструктуры операторов связи считают развитие технологий IP Multimedia Subsystem (IMS) одним из приоритетных направлений своего бизнеса.
Недавно мы подробно рассказали об этих мультимедийных сервисных платформах (см. «Сети» 2006, №14, статья «Сервисы ждут клиентов») на примере разработок Lucent, Nortel, Ericsson, Huawei, Siemens и NEC, поэтому нет смысла снова описывать их технологические возможности и преимущества использования.По мнению специалистов Lucent Technologies, теперь пора поговорить о том, насколько готов рынок к распространению мультимедийных услуг, и какие ожидания связывают с ними клиенты. Lucent провела в Европе тематическое исследование, посвященное IMS-сервисам, и представила его результаты российским журналистам. Отметим: по утверждению аналитиков, представленные данные актуальны не только для зарубежных, но и для отечественных пользователей.
Дэвид Свифт, старший менеджер Lucent по маркетингу в ЕМЕА и Азиатско-Тихоокеанском регионе, сообщил, что маркотологи не один год собирали подробные сведения о мобильных абонентах и рынках разных стран. Однако аккумуляция информации с акцентом на современные тенденции была предпринята лишь в последние несколько месяцев, поэтому Lucent смогла предоставить вполне актуальные выводы.
В рамках проекта были опрошены примерно 1,5 тыс. потребителей (частных и корпоративных) в пяти странах (Италии, Испании, Франции, Германии и Великобритании). Возраст респондентов составлял 8–65 лет, причем обязательными условиями участия в опросе были наличие у них мобильного телефона, домашнего ПК с высокоскоростным подключением к Internet и заинтересованность в услугах связи нового поколения. Целью исследования стало определение уровня спроса и готовности абонентов платить за комплексные персонализированные услуги, основанные на передаче голоса, данных, видео и мультимедиа.
Оказалось, европейские подписчики с воодушевлением ожидают массового внедрения услуг нового поколения. Доля абонентов, готовых платить за комплексные предложения, вдвое превышает процент потребителей, согласных «раскошеливаться» только на отдельные услуги.
Среди массовых пользователей к распространению сервисов на базе IMS наиболее благодушно настроены юноши и мужчины старшего возраста с уровнем годового дохода от 45 тыс. евро. Те и другие рассчитывают при помощи мультимедийных технологий «упростить себе жизнь», получив возможность оперативно реагировать на проблемы.
В корпоративном секторе к массовому внедрению новых услуг первыми приступят крупные распределенные компании, которым необходима поддержка мобильности сотрудников и их постоянного доступа к информационным ресурсам предприятия. Кроме того, сервисы на базе IMS показались интересными малым предприятиям (менее 10 сотрудников), которые надеются оптимизировать расходы на связь и повысить прибыль.
По данным Lucent, самыми востребованными в сегменте массовых пользователей являются услуги категории «Семья и друзья» (определение местоположения и присутствия абонентов, передача сообщений, интеллектуальное управление вызовами, календарь событий, поддержка двухрежимных телефонов). Специалисты Lucent прогнозируют, что доход операторов от этой категории услуг достигнет максимума при среднемесячной выручке с абонента (ARPU) 39 евро и 25-процентном охвате абонентской базы. К 2011 году объем доходов в потребительском сегменте комплексных услуг может достичь 6,6 млрд евро, а число подписчиков — 6,3 млн.
В корпоративной среде особой популярностью пользуются услуги «для менеджеров», такие как мгновенный обмен сообщениями, расширенное управление вызовами, конференц-связь, определение местоположения и приложения сетевой безопасности. Подсчитано, что в данном случае доходность достигнет максимума при цене 59 евро в месяц и 28-процентном проникновении услуг. При том же числе подписчиков (6,3 млн) суммарная выручка от комплексных корпоративных сервисов к 2011 году может достигнуть 7,4 млрд евро.
Лепту в распространение мультимедийных услуг нового поколения внесут также дети и подростки (8–17 лет). Те из них, кто могут самостоятельно распоряжаться своим бюджетом, готовы платить за «смешанные» услуги гораздо больше, чем предполагают родители. Такие абоненты легче воспринимают новые веяния, а потому аналитики советуют операторам не упускать их из вида.
По утверждению специалистов Lucent, европейские и американские игроки телекоммуникационного рынка уже не сомневаются в необходимости массового внедрения комплексных услуг. Это неудивительно, поскольку, по прогнозам Lucent, объем продаж таких услуг в пяти упомянутых странах может достичь через пять лет 14 млрд евро. Некоторые компании запустили конкретные проекты на базе собственных сетей. В частности, за последние пару лет Lucent подписала контракты на развертывание IMS-платформ с провайдерами KPN (Нидерланды), NWT (Гонконг), PAETEC Communications и Cingular Wireless (США), Netia S.A. (Польша) и mmO2 (Англия).
В портфеле Lucent имеются не только полнофункциональные системы IMS. Недавно производитель совместно с Verizon, Cisco, Motorola, Nortel и Qualcomm представил архитектуру следующего поколения для сетей мобильной связи A-IMS (см. «Сети», 2006, №14, статья «IMS предлагается дополнить»). Свифт подчеркнул, что данное направление является стратегическим для Lucent, поэтому в ближайшие нескольких лет компания будет уделять ему особое внимание.