Компания МГТС подвела первые итоги действия режима ССР («платит звонящий»).
С июля 2006 года в России введен режим Calling Party Pays (CCP), предполагающий отмену оплаты любых входящих звонков на мобильные телефоны. Изменяя схему тарификации услуг в сетях связи, государство преследовало две основные цели: сделать сотовую связь более доступной для широких слоев населения и обеспечить фиксированным операторам новые источники прибыли.Введение ССР было воспринято абонентами и ключевыми рыночными игроками весьма неоднозначно, вызвало множество споров и толков. А потому операторы решили немедленно, по мере поступления соответствующей информации, обнародовать результаты своей деятельности в новых условиях.
Как сообщил генеральный директор МГТС Алексей Гольцов, с июля по сентябрь 2006 года в сети этой компании объем голосового трафика, следующего с фиксированных на мобильные телефоны, составил 310 млн мин. По сравнению с показателем III квартала прошлого года он увеличился на 200 млн мин. Выручка МГТС в данном сегменте услуг достигла 400 млн руб. В июле оператор выставил абонентам 1,8 млн счетов за услуги межсетевых соединений, а в августе — 2,8 млн.
Руководство столичной телефонной сети обратило внимание журналистов на следующее. Стоимость 1 мин межсетевого соединения составляет 1,5 руб. Из них 95 коп. перечисляются тому сотовому оператору, в сеть которого направлен звонок. Еще 18 коп. уходят на оплату НДС, а 8 коп. стоит транзит трафика (по действующему законодательству его должен осуществлять оператор зоновой связи). Таким образом, чистая прибыль МГТС от звонков на мобильные телефоны была существенно меньшей упомянутых 400 млн руб.
По словам Дениса Лобанова, коммерческого директора МГТС, в III квартале клиенты оператора звонили преимущественно на телефонные номера МТС и «Билайна» (по две пятые общего числа звонков из фиксированной сети в мобильные). Оставшаяся пятая часть межсетевых вызовов была направлена в сеть «МегаФона». Лобанов уточнил, что общее число абонентов МГТС составляет 4,5 млн человек, из которых 770 тыс. являются корпоративными пользователями.
Руководство МГТС не скрывает, что сразу после вступления в силу принципа ССР подписчики несколько растерялись: многие из них не были готовы к изменениям в схеме тарификации. Это выразилось в резком увеличении обращений абонентов в справочно-сервисные центры и на телефонные узлы компании. Если до введения принципа ССР обрабатывалось около 1 млн таких запросов в месяц, то в июле их количество приблизилось к 8 млн. Письменные претензии к МГТС в августе-сентябре предъявили лишь 100 тыс. абонентов.
Недовольство московских пользователей услуг фиксированной связи выразилось и в июльском сокращении на 30% исходящего трафика, поступавшего с фиксированного на мобильные телефоны (по сравнению с июнем). Однако, по словам Гольцова, как только подписчики разобрались с тарифами и оценили выгодность новой схемы расчетов за межсетевые услуги, число таких вызовов вернулось на прежний уровень (в единицах объема трафика это составило 100–110 млн мин в месяц). А в сентябре, когда закончился сезон отпусков, и москвичи вновь приступили к активной деятельности, исходящий трафик на мобильные телефоны вырос еще на 30%.
Как надеется Гольцов, эта тенденция сохранится и в будущем. Кстати, теперь подписчики МГТС гораздо охотнее звонят на мобильные телефоны с офисных. Такие звонки перестали раздражать владельцев мобильных терминалов, которым уже не нужно за них платить. В результате на улицах города теперь гораздо больше людей, достаточно долго разговаривающих по «мобильнику». Руководство МГТС не стало комментировать сей любопытный факт, но есть основания полагать, что эта тенденция не обрадует работодателей. Что же касается частных подписчиков столичного оператора, размер самого крупного счета за звонки в мобильные сети превысил 18 тыс. руб. Для сравнения: сегодня средний ежемесячный счет за телефонные услуги домашним абонентам составляет примерно 236 руб. (включая 200 руб. абонентской платы).
МГТС отмечает рост лояльности абонентов и объясняет это созданием более комфортных условий получения услуг. В частности, к сентябрю удвоился штат сотрудников справочно-сервисных центров. И хотя поток клиентских обращений в справочную службу оператора опять уменьшился до 3 млн звонков в месяц, руководство МГТС уверено, что для эффективного обслуживания клиентов прежних 200 операторов Call-центра было недостаточно.
Нельзя исключить того, что вскоре начнется очередной вал обращений в справочно-информационную службу компании. По словам Гольцова, с декабря в Москве вводится повременная плата за звонки внутри городской телефонной сети. Подписчикам будут предоставлены на выбор три тарифных плана: безлимитный, поминутный и смешанный (включающий в себя фиксированную плату за определенное число минут разговора). Расценки на услуги фиксированной связи утверждаются ФСТ РФ. В соответствии с законодательством, абоненты должны быть проинформированы о них не позже чем за 10 дней до их вступления в силу. Звонки с городских на мобильные телефоны по-прежнему придется оплачивать отдельно.
Кроме того, МГТС планирует вскоре ввести единый сервисный номер. Позвонив на него, можно будет не только получить необходимую информацию о тарифах и услугах, но и подать заявку на устранение неисправностей в телефонной сети. Компания сообщила, что увеличила срок оплаты услуг: если ранее должников отключали через две недели после просрочки платежа, то теперь этот период составляет пять недель.