Почти столетие назад незабвенный классик коммунизма заявил, что изо всех видов искусств самым важным является кино. В начале нового столетия провайдеры услуг широкополосного Internet в попытке найти «убийственное» приложение снова пришли к известной формуле. Только вместо кино в ней фигурирует более широкое понятие «телевидение».
Сообщество Internet-провайдеров единогласно решило превратить услуги IPTV в локомотив своего бизнеса. Проблема — лишь в том, что этот локомотив застыл на запасном пути, хотя число широкополосных подключений в крупных городах уже достигло критической массы. Что-то долго не срабатывало в красивой бизнес-модели, обещавшей провайдерам 50-долларовый ARPU. В итоге «виновного» нашли: им оказался контент, вернее — его отсутствие.
Существуют две противоположные точки зрения специалистов по поводу роли IP-технологий в повседневной жизни. Одни считают, что с распространением IP в содержательной части услуг ничего не должно меняться: просто к традиционным способам доставки контента прибавился еще один. Их оппоненты утверждают, что широкополосный Internet сумел изменить менталитет людей, а потому во Всемирной паутине должно появиться особое «перпендикулярное» кино.
Поговорили — и разошлись. Первые начали заключать договоры с действующими производителями контента и насыщать эфирную сетку готовыми продуктами. Вторые (в их числе — «Корбина Телеком» и «Стрим ТВ») приступили к производству видеопродукции, отвечающей душевной организации людей, «живущих» в Сети. Вот только сформулировать законы появляющегося жанра Internet-кино оказалось сложнее, чем решиться на этот шаг.
Не стоит объяснять, что верный способ завалить коммерческий телепроект — попытаться приобщить массового зрителя к прекрасному. А взлететь на вершину зрительских рейтингов можно с помощью удачно отснятой «расчлененки». Каждый телеканал опирается на собственные представления о дозволенном. Однако в Internet самопроизвольно возникла масса развлекательных ресурсов с любительским видео, пошлость которого превосходит даже сюжеты знаменитой программы «Максимум» на НТВ. Неужели именно на этом поле альтернативный сетевой кинематограф собирается сражаться за предпочтения пользователей?
Осознавшие свою исключительность Internet-кинопродюсеры не могут в одночасье избавиться от стереотипов и продолжают «шить» свои продукты в угоду рейтингам. Но чем глубже проникают широкополосные IP-сети в народ, тем труднее отличить аудиторию телезрителей от пользователей Сети. Значит, попытка создания очередного «кино не для всех» обречена на провал.
Игорь Елисеев главный редактор, i_eliseev@osp.ru