Традиционный московский форум CiscoExpo обязательно посещает кто-нибудь из высших руководителей Cisco. На сей раз перед многочисленной аудиторией разработчиков, партнеров и клиентов корпорации выступил ее старший вице-президент Дональд Проктор. Он постарался убедить аудиторию в том, что первобытные времена IP-телефонии уже миновали, и начинается эпоха унифицированных коммуникаций. В связи с этим Cisco меняет свое рыночное позиционирование и обновляет логотип. После выступления Дональд Проктор дал эксклюзивное интервью заместителю главного редактора журнала «Сети» Алексею Есауленко.
Комментируя итоги прошедшего года, финансовый директор Cisco Systems Деннис Пауэлл заявил, что в 2007 году доходы корпорации увеличатся на 15–20%. С учетом гигантского совокупного оборота Cisco это — колоссальный рывок. О чем свидетельствует такой прогноз: о росте всего рынка телекоммуникационных решений или об успехе вашей компании и неудачах ее конкурентов?
Рост доходов Cisco объясняется двумя причинами: во-первых, мы увеличиваем свою долю на имеющемся рынке, а во-вторых, выходим в новые продуктовые ниши. Например, рынок оборудования для организации унифицированных коммуникаций, объем которого равен 24 млрд долл., не является для нас основным, и доля Cisco на нем пока невелика (порядка 10%). Общая емкость этого рынка примерно равна объему традиционного для нас рынка маршрутизаторов и коммутаторов, на котором наша доля составляет около 70%. Правда, в текущем году мы вышли на первое место в сегменте голосовых решений для унифицированных коммуникаций. Cisco растет, прежде всего, за счет внутренних ресурсов.
Вы более 10 лет работаете в Cisco Systems. За эти годы в компании протестировано множество инновационных разработок. Какие из них на практике революционизировали деловую среду в Cisco, и каково это — трудиться в условиях постоянного обновления технологической инфраструктуры?
Десять лет назад в корпорации происходили большие перемены: она становилась инфраструктурной фирмой, ориентированной на рынок сервис-провайдеров и операторов связи. Ранее Cisco выпускала преимущественно корпоративные сетевые продукты. Еще через пять лет последовала новая перестройка, сопряженная с выходом Cisco на рынок голосовой связи, и мы впервые стали производить продукты, которые всегда находятся перед глазами конечного пользователя. Сейчас Cisco вновь перестраивается и превращается из поставщика инфраструктурных решений в компанию, которая напрямую влияет на потребительский опыт конечных клиентов. Именно поэтому мы изменяем свой логотип, ведь теперь его должны видеть миллионы пользователей.
Аналитики относят Cisco к разряду «глобальных технологических провидцев». В какой степени такие компании формируют потребности конечных пользователей?
Есть один секрет, позволяющий стать технологическим провидцем: нужно очень внимательно относиться к потребностям заказчиков. Рассматривая технологические прорывы Cisco, я вижу, что все они выросли из семян, посеянных нашими клиентами. Выслушивание пожеланий заказчика — неотъемлемая часть бизнес-процесса. Президент Cisco Джон Чамберс настолько серьезно относится к этому вопросу, что на ежеквартальных итоговых заседаниях показывает графики, на которых указано время, потраченное его вице-президентами на общение с ключевыми заказчиками. Еще один характерный пример: мое подразделение недавно инициировало покупку двух небольших компаний, создавших перспективные технологические разработки, но именно потребности наших заказчиков пробудили интерес к ним Cisco.
В общей сложности Cisco продала на мировом рынке примерно 10 млн IP-телефонов, и только за последний квартал ей удалось реализовать почти 1 млн устройств. Эти цифры впечатляют, но все-таки миллиарды людей продолжают пользоваться обычными телефонными аппаратами. А представители Cisco публично заявляют, будто IP-телефония — уже вчерашний день, и наступило время унифицированных коммуникаций. Быть может, руководство корпорации витает в облаках?
В прошлом году суммарный объем продаж на мировом рынке оборудования для IP-коммуникаций впервые превысил объем поставок традиционных телефонных систем TDM. Почему Cisco так успешно работает? Потому что, в отличие от конкурентов, мы концентрируем все наши исследовательские и конструкторские ресурсы на продуктах следующего поколения. Но инсталлированная во всем мире база телефонных аппаратов, действительно, очень устарела.
Один инвестор с Уолл-Стрит спросил меня: «Cisco так быстро растет! Не достигла ли компания своего потолка роста?». Я ответил, что в мире насчитывается примерно 400 млн бизнес-телефонов. Мы продали лишь 10 млн устройств, заняв примерно половину данного рыночного сегмента. Таким образом, мы заменили на современные устройства всего 5% инсталлированной базы корпоративных телефонов. Следовательно, у корпорации остаются колоссальные резервы роста.
Кроме IP-телефонов Cisco и ее подразделения выпускают телевизионные приставки (STB) и множество других сетевых продуктов для массового рынка. Концепция унифицированных коммуникаций предполагает появление универсальных пользовательских терминалов, работающих в любых сетях беспроводной и проводной связи, независимо от стандарта и полосы частот. Как далеко простираются амбиции Cisco на рынке конечного пользовательского оборудования?
Вряд ли на смартфонах и мобильных компьютерах появится бренд Cisco, но какая-то интеллектуальная собственность нашей корпорации будет непременно заложена в подобные устройства. У меня уже есть прототип телефона Nokia E61 — первого двухрежимного терминала этой компании, способного работать в сетях GSM и Wi-Fi. В аппарат интегрированы некоторые разработки Cisco, позволяющие его использовать, например, совместно с платформой Cisco CallManager.