Чтобы пользоваться какими-то услугами, необходимо ориентироваться в их стоимости. Применительно к массовым товарам и услугам это утверждение можно считать аксиомой, но когда дело касается рынка услуг ИТ, консалтинга и других относительно молодых отраслей, ситуация меняется.
По мнению специалистов, занимающихся мониторингом рынка ИТ-услуг, российские расценки на высокотехнологичные услуги неоправданно высоки, а их разброс достигает 300%. Закрытость информации о поставщиках услуг и реализуемых проектах порождает множество сложностей. Все попытки «систематизировать» отношения игроков не приводят к положительным результатам: зачастую ценовая политика определяется внутренними симпатиями или антипатиями контрагентов, сложившейся системой ценностей и практикой «откатов».
Для того чтобы помочь решению этой непростой задачи, специалисты Лиги независимых экспертов в области ИТ (ЛИНЕКС) организовали исследование «Цены на российском рынке ИТ-услуг 2006». Респондентами стали представители 14 компаний, действующих на российском рынке высокотехнологичных услуг (их названия не разглашаются — опрос был анонимным).
Эксперты разделили сервис-провайдеров на три группы, приняв за основу классификации объем выручки, уровень технологичности компании и ее модель организации бизнеса. Западные фирмы, работающие в России, были отнесены к категории «международных» провайдеров. В группу поставщиков услуг «первого эшелона» вошли наиболее известные в нашей стране игроки. Те провайдеры, показатели выручки которых оказались гораздо меньшими, чем у компаний двух других категорий, попали во «второй эшелон».
Выяснилось, что «международные» провайдеры имеют самые высокие расценки на ИТ-услуги, причем наиболее дорогими их сервисами являются менеджмент приложений, системная интеграция и бизнес-консалтинг. Представители «первого эшелона» лидируют по средней стоимости проектов обслуживания и техподдержки ИТ-систем. Тарифы на разработку программного обеспечения оказались практически одинаковыми у всех категорий поставщиков.
Эксперты ЛИНЭКСа обратили внимание и на основные проблемы российского рынка высокотехнологичных услуг. В том числе они говорят об информационной закрытости ценообразования, которая мешает приводить расценки поставщиков услуг в соответствие с их профессиональным уровнем. В результате клиентам приходится выбирать только между высокой и очень высокой стоимостью. А из-за большого разброса тарифов на ИТ-услуги возникают нерыночные формы борьбы с конкурентами. Все это не только мешает развитию российского сегмента ИТ-рынка, но и затрудняет выход отечественных игроков на международную арену.