Число пользователей Internet во всем мире приближается к 1 млрд, то есть примерно каждый шестой житель планеты пользуется услугами Сети. Одна дама на днях обронила: «Я вообще не понимаю, как мы раньше жили без Internet!». Действительно, Всемирная паутина значительно облегчила жизнь людям разных возрастов, национальностей и социальной принадлежности. И нет иного способа быстрого поиска нужной информации на любом языке, кроме как применение устройств, подключенных к Internet.
Самыми популярными поисковыми системами Рунета являются Google, «Рамблер», «Яндекс» и Mail.ru. Набрав в поисковой строке ключевые слова, мы через несколько секунд находим информационные ресурсы с рефератами и инструкциями по применению бытовой техники, со стихами Петрарки и рецептами, прогнозами погоды и корпоративными отчетами.
Любая серьезная компания имеет собственный Web-портал, и успех ее бизнеса часто напрямую зависит от числа его посетителей. А поскольку универсальным ключом к Internet-информации являются именно поисковые серверы, фирмы, имеющие сетевые представительства, прилагают массу усилий, чтобы «засветиться» в наиболее популярных поисковиках.
На ранней стадии развития Internet отбор ресурсов происходил «естественным» образом: по определенным алгоритмам составлялись списки сайтов, наиболее релевантных тому или иному запросу. Однако с течением времени результаты поиска становятся все менее адекватными. Как известно, пользователи обычно довольствуются лишь первой страницей списка найденных ссылок и игнорируют последующие. Поэтому владельцы Web-сайтов (в том числе сомнительных) стремятся к их упоминанию именно в «верхних этажах» поискового рейтинга, чего можно достигнуть с помощью специальных технических приемов. Услуги оптимизации сайтов и «прямого гарантированного попадания» в списки популярных поисковых систем беспрестанно предлагаются в Рунете.
Сервисы Web-маркетинга и продвижения ресурсов официально предоставляют десятки и сотни фирм. Мелкие разработчики из-под полы продают технические средства, которые «обманывают» алгоритмы поисковиков и выводят ссылки заказчиков на престижные места в результатах поиска. Деятельность оптимизаторов приводит к тому, что в попытке найти сведения о новой технологии можно попасть на сайт, продающий шубы, или форум по проблемам полового воспитания подростков.
Юлия Кольдичева, обозреватель журнала «Сети», jkold@osp.ru |
Кстати, поисковые системы — излюбленное орудие Internet-мошенников. Подменяя популярные Web-страницы, фишеры направляют пользователей на не существующие сайты электронной коммерции, вирусописатели «награждают» вредоносным кодом, а спамеры заставляют читать политические призывы, лозунги и декларации. Минувшей зимой в Рунете оскандалилась система Google: если пользователь вводил ключевые слова «враг народа», в первой строке результатов поиска появлялась ссылка на сайт Президента России. Ясно, что владельцы «поисковика» тут ни при чем, но хакерская шутка продержалась на портале довольно долго.
Справедливости ради отметим, что, несмотря на отдельные конфузы, этот портал по праву считается лучшим в своем классе. Россияне долгие годы пользовались его англоязычной версией для поиска ссылок в Internet и редко жаловались на неадекватность обработки запросов. Приход системы Google в Рунет был воспринят местной аудиторией «на ура». Зато у самой компании, по-видимому, началось головокружение от успехов.
Некоторое время назад она предъявила претензии медиа-сообществу, обвинив его в неправомерном использовании англоязычного неологизма googling (или «гуглинг»). Якобы, журналисты слишком часто употребляют его в значении «искать в Internet», а столь небрежная разговорная форма наносит вред имиджу компании. В ответ Internet-библиотека СМИ Public.Ru замерила число упоминаний этого слова более чем в 2 тыс. центральных и региональных отечественных изданий (информационные агентства и Internet-порталы в исследовании не участвовали). Выяснилось, что оно фигурирует лишь в восьми публикациях, а потому у Google не может быть претензий к российской прессе. Похоже, таким образом фирма просто хотела подчеркнуть свой особый статус в мире Internet.