Коммерческие дата-центры предоставляют информационные и телекоммуникационные услуги, объединенные популярным ныне термином «аутсорсинг».

В широком смысле «аутсорсинг» означает передачу непрофильных видов бизнеса сторонней компании. Для большинства предприятий применение информационных технологий — и есть та непрофильная, но неизбежная в современной жизни бизнес-функция. А «непрофильность» сама по себе порождает трудности с оптимизацией деятельности ИТ-подразделений и минимизацией соответствующих расходов. К тому же необходимое оборудование и программное обеспечение достаточно дороги: они требуют и больших единовременных затрат, и существенных расходов на поддержку.

Аутсорсинг, конечно, не избавляет от проблем полностью, но позволяет существенно уменьшить затратный компонент, повысить надежность и качество ИТ-обеспечения. Персоналу компании больше не приходится вникать в детали непрофильного вида деятельности, а сроки запуска информационных систем, необходимых для эффективного развития бизнеса, значительно сокращаются.

ИТ-аутсорсинг объединяет множество услуг — от размещения серверного оборудования компании в коммерческом дата-центре, оснащенном необходимой инженерной инфраструктурой, до полной передачи сторонней организации функций ИТ-поддержки основных бизнес-процессов. В первом случае экономятся значительные средства и время при создании корпоративной сети и оснащении серверных комнат, снижаются расходы на персонал, обеспечивающий круглосуточный контроль над функционированием системы. В последнем случае дополнительно сокращаются расходы на серверное оборудование, ПО и содержание ИТ-департамента.

В начале 90-х годов, с появлением мощных дешевых ПК, потребность в покупке машинного времени исчезла. В результате часть вычислительных центров канула в небытие, а другие модернизировались. Спустя некоторое время на фоне бурного проникновения в бизнес телекоммуникационных технологий освободившуюся нишу заняли дата-центры.

Хостинг сегодня и завтра

ИТ-аутсорсинг — достаточно широкое понятие, включающее в себя не только услуги дата-центров, но и создание заказного ПО (на него приходится изрядная доля всех доходов этого рыночного сегмента ). Применительно к бизнесу дата-центров мы будем употреблять термин «хостинг», подразумевая размещение и обслуживание серверного и телекоммуникационного оборудования, основных и резервных корпоративных ИТ-систем, Internet- и intranet-сайтов, наконец, предоставление заказчику сетевых ресурсов (каналов связи и дополнительных коммуникационных приложений).

Хостинг разделяется на публичный и корпоративный. В первом случае речь идет о размещении общедоступных информационных ресурсов, а во втором — о поддержке корпоративных ИТ-систем и Internet-проектов, обеспечивающих обслуживание основного бизнеса компании или предоставление платных услуг клиентам.

Многих интересует объем рынка хостинга в России. Полные данные по корпоративному хостингу получить трудно: по понятным причинам владельцы соответствующих дата-центров делятся такими сведениями очень неохотно. А вот информацию по публичному хостингу собрать можно.

Прогноз развития основных услуг хостинга в России, млн долл.

На российском рынке публичного хостинга широко представлены следующие услуги: аренда и размещение стоек с оборудованием, размещение серверов (Colocation), аренда серверов (Dedicated) и виртуальный хостинг (размещение Web-сайтов). Услуги для корпоративных клиентов, к которым относятся аренда приложений (Application Service Providing, ASP) и построение резервных центров данных/резервных офисов, пока менее распространены.

В ближайшие несколько лет наилучшая динамика прироста бизнеса хостинг-провайдеров ожидается в сфере услуг Dedicated (45-50% ежегодно). Медленнее всего будет расти спрос на Colocation (примерно 15-20% в год). Виртуальный хостинг обеспечит стабильный рост доходов на 20-25% в год. Правда, виртуальный хостинг не является для владельцев коммерческих дата-центров профильным направлением. Как правило, им занимаются хостинг-провайдеры, размещающие (арендующие) в дата-центрах физические серверы или стойки.

Три типа дата-центров

Поскольку мы разделяем хостинг на публичный и корпоративный, коммерческие дата-центры тоже следует дифференцировать с точки зрения модели получения доходов и качества услуг. Как правило, для них характерна специализация на том или ином виде хостинга, но дата-центры, ориентированные на оказание услуг предприятиям, не отказываются от хостинга публичных Internet-ресурсов. В отдельную категорию попали дата-центры, сфокусированные на услугах для операторов связи, то есть «телехаузы».

Дата-центры, ориентированные на публичный хостинг, заинтересованы в размещении на их площадках как можно большего количества популярных Internet-ресурсов. Они устанавливают достаточно низкие цены на размещение стоек и аренду оборудования, предлагают клиентам бесплатный трафик при условии, что по объему их исходящий трафик будет существенно превышать входящий. В данном случае требования к доступности сервисов и условиям функционирования размещенного оборудования ниже, чем при корпоративном хостинге.

Коммерческие дата-центры, нацеленные на обслуживание корпоративных клиентов, занимаются в основном организацией аутсорсинговых ИТ-центров средних и малых предприятий, а также их Internet-сайтов, размещением и поддержкой онлайновых проектов оказания платных услуг (таких как электронные магазины), построением резервных ИТ-центров и офисов.

Требования к уровню доступности и условиям функционирования оборудования здесь выше, чем в дата-центрах первого типа. Кроме того, эти параметры могут оговариваться индивидуально для каждого клиента. Соответственно, такие хостинг-провайдеры устанавливают более высокие тарифы на размещение, аренду и обслуживание оборудования. В рамках бизнес-модели корпоративного хостинга предполагается тесное сотрудничество владельца дата-центра с операторами связи, поскольку взаимодействие офисов компаний и их удаленных ИТ-центров обычно осуществляется через выделенные каналы в целях обеспечения безопасности, надежности и надлежащего качества связи.

Особенности телехаузов

Телехауз представляет собой дата-центр для операторов связи, обеспечивающий стыковку каналов и межсетевой обмен трафиком. К особенностям телехаузов относят размещение на их площадях специфического телекоммуникационного оборудования, наличие большого количества прямых межоператорских стыков и шлюзов, множества кроссов и кроссовых помещений (что диктуется большим количеством локальных соединений и кабелей, а также необходимостью его постоянного наращивания). При построении телехаузов очень важна возможность подвода к зданию внешних кабелей. Необходимо также предусмотреть электропитание постоянного тока 48/60 В.

В нашей стране телехаузы произошли от автоматических городских и междугородных телефонных станций (АТС/МТС). Предпосылки к трансформации телефонных узлов были такими:

  • демонополизация рынка (появилось много операторов, потребовались точки обмена трафиком и стыковки каналов);
  • существенное уменьшение габаритов оборудования, поддерживающего традиционные виды связи (систем оптической передачи, телефонных станций и т.д.), и стандартизация внешнего исполнения. Все это облегчает установку оборудования в стойки;
  • освобождение площадей АТС/МТС.

Строительство объекта связи предполагает проектирование, согласование условий присоединения сетей и государственную экспертизу проекта. Кроме того, операторы сетей связи общего пользования обязаны соблюдать множество отраслевых стандартов. В результате при строительстве и эксплуатации существенная часть работ приходится на документарное сопровождение и согласование условий на разных уровнях.

В России нет телехаузов, действующих независимо от операторов связи. Даже узел обмена трафиком М9 сильно аффилирован с «Ростелекомом». Сведениями о строительстве телехаузов «с нуля» мы не располагаем.

Требования к доступности и условиям эксплуатации оборудования коммерческих дата-центров несколько строже, чем при использовании телехаузов. В частном случае любой такой дата-центр можно рассматривать как телехауз.

Международная и российская классификация

В соответствии с международной классификацией все центры обработки данных распределяются на четыре класса по ряду параметров, важнейшим из которых является доступность. Она определяется работоспособностью самого оборудования плюс качеством функционирования каналов связи. Показатель доступности дата-центров первого класса составляет не менее 99,671%, второго — 99,749%, третьего — 99,982%, а четвертого — 99,995%.

В бизнес-модели корпоративного хостинга рекомендуется использовать дата-центры третьего и четвертого классов. Отметим, что дата-центр четвертого класса должен представлять собой географически распределенную сеть, состоящую минимум из двух физических площадок. Это существенно повышает катастрофоустойчивость размещаемых на его базе информационных систем. Для крупных компаний и финансовых структур катастрофоустойчивость корпоративных ИТ-центров является ключевым фактором обеспечения непрерывности бизнеса. От нее во многом зависят и котировки их акций на фондовых биржах. В нашей стране действует только одна сеть дата-центров — Stack Data Network, построенная группой компаний «Стек».

Российские реалии, как всегда, заставили ввести собственную классификацию коммерческих дата-центров, которая несколько отличается от мировой. В нашей стране с советских времен действовали правила эксплуатации объектов и сооружений связи, которым следовали и появившиеся позднее коммерческие сервис-провайдеры. На основе этих правил сформировался параметр доступности услуг коммерческих дата-центров, определяющий не только безотказность функционирования сетей связи, но и работоспособность оборудования и ПО.

С образованием рынка корпоративного хостинга требования к доступности выросли. Дата-центры, работающие на этом рынке, должны обеспечивать каждому клиенту индивидуальные параметры доступности (что зачастую обеспечивает соответствие их работы западным стандартам). Средний показатель доступности центров, ориентированных на корпоративный хостинг, составляет 99,98% (не более 1 ч простоя в год). Для дата-центров, нацеленных на публичный хостинг, и телехаузов он равен 99,55% (4 ч простоя в месяц). Другие параметры и требования к дата-центрам разных типов, соответствующие «российской» классификации, сведены в таблицу.

Продолжение следует

Итак, мы попытались классифицировать дата-центры, исходя из собственного опыта и представления о развитии рынка. Мы занимаемся хостингом примерно десять лет и знаем рынок услуг дата-центров с обеих сторон: вначале наша компания сама была клиентом дата-центров, а сейчас оказывает услуги другим провайдерам, управляя распределенной сетью Stack Data Network. Конечно, мы не претендуем на бесспорную справедливость приведенной нами модели. Если у вас есть собственные соображения по затронутым проблемам, вы можете написать по адресу info@stack.net. Будем рады продолжить дискуссию на корпоративном сайте www.stack.net и на страницах журнала «Сети».

Рустем Накипов — директор по маркетингу, Михаил Коротаев — зам. генерального директора группы компаний «Стек»