Дефицит качественных знаний в сфере информационных технологий давно стал притчей во языцех. Некоторым государственным вузам удалось добиться определенных успехов, но ситуация остается весьма непростой.
На этом фоне оптимизма добавляют лишь достижения коммерческих учебных учреждений. Они внедряют всевозможные образовательные программы и предлагают услуги обучения в удобное для слушателей время и в удобном месте. В штатах крупных образовательных центров имеются опытные педагоги и менеджеры, готовые подобрать оптимальные для заказчиков «наборы» дисциплин. Именно поэтому популярность платных учебных программ негосударственных вузов постоянно растет, как и число желающих получить такое образование.
Данную тенденцию хорошо иллюстрирует пример «Академии АйТи», которая недавно подвела итоги 2005/2006 учебного года. Как рассказал ее ректор Игорь Морозов, за отчетный период Академия заработала 8,4 млн долл. На ее очном отделении обучались порядка 15,4 тыс. человек.
Деятельность «Академии АйТи» развивается в нескольких направлениях. Одно из них связано с поддержкой системы среднего образования и включает в себя электронные курсы и программы переподготовки учителей. В ближайшее время должен завершиться крупный проект «Совершенствование системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, инженерно-технических кадров общеобразовательных школ в области ИКТ и смежных областей». Участниками программы стали 5,5 тыс. преподавателей информатики, математики и естественных наук из семи регионов России, а заказчиком — Федеральное агентство по образованию.
Игорь Морозов: «Для нашей организации проблема нехватки кадров не актуальна» |
Еще одно направление — услуги начального, среднего и высшего профессионального образования. К концу следующего года намечено реализовать проект Рособразования, подразумевающий создание электронных ресурсов для блока учебных программ по естествознанию и физике. При этом партнером «Академии АйТи» является фирма «Физикон».
Значительным спросом пользуются и курсы, обеспечивающие дополнительное профессиональное образование (это профессиональная переподготовка и МВА). Руководство Академии особо выделяет такие популярные программы, как Chief Information Officer (директор информационной службы) и Chief Security Officer (директор по обеспечению ИБ).
В прошлом учебном году структура доходов была такой: 89% — очное обучение, 6,2% — дистанционное, 2,3% — бизнес-обучение, 1,7% — консалтинг, 0,8% — издание книг. Директор по маркетингу «Академии АйТи» Александра Логинова отметила, что в будущем планируется значительно увеличить долю дистанционных курсов. Ожидается, что уже в наступившем учебном году доля сектора e-learning в общей структуре доходов возрастет до 9%. В Академии рассчитывают и на повышение спроса на консалтинговые услуги, вклад которых должен увеличиться до 4%. А вот доля поступлений от студентов-очников, напротив, может сократиться до 84%.
К новому учебному году Академия значительно расширила портфель программ. Он пополнился курсами по таким производителям, как CryptoPro, «Лаборатория Касперского», Aladdin, 1C, Documentum, COBHET и ASPLinux. Кроме того, в него вошли курсы по продуктам Check Point, Microsoft, Oracle, IBM, Sun Microsystems, Cisco Systems, технологии Java и методологии ITIL. Наиболее «горячим» направлениям ИБ и программной инженерии уделяется особое внимание. При разработке программ для специалистов персонал учебного центра учитывает потребности участников рынка, проводит точечные исследования.
Структура самого учебного центра основана на матричном принципе. В 20 с лишним региональных филиалах Академии трудятся примерно 160 сотрудников, а ее преподавательский состав насчитывает 150 человек. При этом, подчеркнул Игорь Морозов, для его организации не актуальна проблема нехватки кадров, о которой говорят другие участники рынка. Каждый из преподавателей сотрудничает с Академией годами. Согласно внутренней статистике, руководители филиалов работают в компании по 4-10 лет, а ведущие менеджеры — от 3 до 8 лет. В наступившем учебном году намечено увеличить число сотрудников еще на 30%.