По данным исследовательской фирмы Stratecast Partners, во всем мире из-за плохой организации эксплутационных процессов операторы ежегодно теряют 13-15% доходов, т.е. примерно 140 млрд долл.
Столь тревожные цифры заставляют переосмыслить роль систем поддержки операций (Operation Support System, OSS) в бизнесе операторов связи. Сейчас, когда осуществляется активный переход на сети нового поколения NGN, эта задача особенно актуальна.
Обычно на внедрение системы OSS затрачивается порядка 20% бюджета, выделенного на создание операторской сети. Однако в эксплутационных расходах доля служб, занятых обслуживанием систем управления операциями, значительно выше.
Нисар Якуб: «Оценка эффективности OSS-систем зависит от принимаемых заказчиком метрик» |
OSS представляет собой модульную архитектуру, расположенную в информационной инфраструктуре оператора связи над системой управления сетевыми элементами (Network Management System, NMS). Она обеспечивает выполнение множества задач — от управления аутентифика?цией пользователей до интегрированного контроля над сервисами. Решения этого класса умеют взаимодействовать с различными типами серверов и элементами сети, выпущенными разными производителями. Иными словами, OSS являются по своей природе мультивендорными системами.
В данном сегменте рынка одно из лидирующих мест принадлежит американской корпорации Lucent, разработавшей и продвигающей модульную программную платформу VitalSuite. Производитель относит ее к системам управления эксплуатацией следующего поколения (NGOSS). Естественно, Lucent сильна не только благодаря наличию в ее продуктовом портфеле этого законченного решения. При внедрении сложных продуктов компании у конечных заказчиков подразделение Lucent Worldwide Services (LWS) предлагает услуги стратегического консалтинга, системной интеграции, инсталляции и дальнейшей поддержки. В LWS работают несколько тысяч экспертов в области OSS/BSS, IMS и управления сервисами.
В США подразделение LWS по заказу одного из местных провайдеров беспроводных услуг спроектировало и внедрило центр управления сетью, позволивший клиенту на 4 млн долл. снизить начальные затраты на развертывание сети. Теперь этот оператор дополнительно получает каждый месяц 600 тыс. долл., которые раньше «терялись» из-за неучтенных вызовов и необработанных заказов. Сквозная автоматизированная система исполнения заказов обрабатывает до 100 тыс. заявок в день при 99,9-процентной автоматизации процесса.
Теперь Lucent намерена выйти и в Россию со своими продуктами и услугами развертывания современных OSS-систем. На этом направлении сейчас сосредоточена маркетинговая активность российского представительства компании, которая в последние годы была почти не заметна на отечественном телекоммуникационном рынке (если не считать ее «долгоиграющего» инфраструктурного проекта с сотовым оператором «Скайлинк»).
Зато в соседнем Казахстане Lucent заполучила крупный заказ на строительство центра сетевого управления для национального оператора «Казахтелеком». Предварительно проводились консультации о необходимости трансформировать сервисно-ориентированные операции. В рамках проекта будут внедрены несколько модулей системы VitalSuite, отвечающих за реализацию IMS и многодоменных сетей, за управление производительностью Ethernet-сервисов и IP-адресами в сети NGN.
В числе проблем, препятствующих широкому внедрению NGOSS в нашей стране и требующих неотложного решения, — трудность оценки коммерческой эффективности подобных проектов и традиционное нежелание операторов отдавать «на сторону» исполнение критически важных функций. Директор департамента профессиональных услуг Lucent Worldwide Services в России и СНГ Нисар Якуб отмечает, что оценка эффективности внедрения OSS-решений зависит от метрик, принимаемых на этапе проектирования (будь то снижение затрат на эксплуатацию, повышение доходов или увеличение числа обрабатываемых вызовов).
Зарубежная практика показывает, что инсталляция лишь одного модуля Session Management позволит на 1-5% увеличить количество обрабатываемых входящих обращений. В масштабах крупной операторской сети эта «прибавка» означает, что расходы на внедрение системы окупятся за 3-4 месяца. А модуль корреляции аварийных сигналов, поступающих от компонентов сети, даст возможность на 20-25% сократить штат обслуживающего технического персонала.
Убедят ли эти красноречивые аргументы российских операторов, покажет время. А пока полноценные тиражируемые системы поддержки операций остаются в нашей стране экзотикой.