Рынок дополнительных развлекательных и информационных услуг весьма интересен операторам сотовой связи. Некоторые из них даже развивают отдельные платежные проекты, чтобы стимулировать пользователей платить больше за такие услуги.
С июля «ВымпелКом» приступил к реализации проекта «Карта развлечений». Теперь абонентам станет проще платить за разные виды контента с помощью аккумуляции средств на специальном «развлекательном» счете. Вносить деньги за мобильные развлечения можно будет, как и прежде, с основного лицевого счета. Однако, по словам директора по продуктам «Билайна» Виктора Маркелова, это удобнее делать с помощью новых предоплаченных карт, которые уже появились в точках реализации.
Виктор Маркелов: «Вносить деньги на лицевой счет за мобильные развлечения удобнее с помощью специальных скретч-карт» |
Выглядят они как обычные платежные карты, но номинированы в рублях, причем каждая карта посвящена отдельной теме. Их названия говорят сами за себя — «Для нее», «Для него», «Музыка кино», «Ассорти», «Суперхит», «Хит-парад», «Игры» и «Фан-подписка». Номинал карты исчисляется в так называемых «юнитах», олицетворяющих собой единицу развлекательного контента. Сейчас пользователям доступны карты трех номиналов — на один, четыре и восемь юнитов, но в дальнейшем ассортимент планируется расширить.
Стоимость единицы развлечений в разных картах одинакова. Можно, например, купить и активировать карту «Для него», а скачать контент из другого набора. Цена в долларах, указанная на обороте карты, представляет собой расчетную стоимость единицы контента. По ней клиенту будут возвращены деньги в случае, если он решит отдать неиспользованную карту оператору. Сроки действия карт мобильных развлечений и развлекательного счета не ограничены. С помощью специальной карты «Билайна» можно легко получать на телефон мелодии, картинки, игры и рингтоны.
Проект стартует в московском регионе и только после «обкатки» (она продлиться 2-3 квартала) будет распространен на всю Россию. Специалисты маркетинговой службы оператора полагают, что специальные платежные карты обеспечат абонентам дополнительное удобство, поскольку позволят отделить расходы на мобильный контент от затрат на базовые услуги связи. Новый сервис обещает быть полезным для родителей: проще купить ребенку карту развлечений и предоставить ему возможность расходования соответствующих средств, чем остаться без связи с ним по причине исчерпания основного счета.
На специальной Web-витрине по адресу fun.beonline.ru будет размещен контент, который можно купить только за юниты. За игры, мелодии и анимационные картинки, предлагаемые сторонними контент-провайдерами, по-прежнему придется платить с основного счета.
Среди других преимуществ «Карты мобильных развлечений» — простая двухходовая инструкция по подключению основных транспортных протоколов GPRS и WAP для доступа к контенту. Абонент не всегда знает о необходимости активировать GPRS-подключение для использования ряда дополнительных услуг. С помощью карты развлечений каждый пользователь сможет быстро проверять перечень доступных ему услуг и, при необходимости, активировать недостающие сервисы.
Безусловно, многим пользователям важно контролировать расходы на неголосовые услуги, и способ раздельной оплаты им поможет. «Билайн» в этом деле — не первопроходец: некоторые контент-провайдеры уже выпускают собственные скретч-карты, но из-за локального характера подобных проектов они не получили широкой известности. Выпуская карты под своим брендом, «Билайн» как бы «сертифицирует» разработанный третьими фирмами контент и гарантирует его работоспособность. Столь тесное сотрудничество оператора и контент-провайдера особенно актуально для продвижения контента, к качеству которого предъявляются повышенные требования (такого как музыкальные треки, видео, игры). Именно эти сервисы сотовые операторы планируют активно развивать в ближайшее время.
А вот конкуренты «ВымпелКома» по сотовому рынку пока воспринимают подобные новации с осторожностью. По словам пресс-секретаря «МегаФона» Марины Белашевой, специалисты ее компании только изучают перспективы введения специальных платежных карт, но о конкретных решениях говорить преждевременно. Еще более определенно выказался пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин: оператор не собирается выпускать дополнительные скрэтч-карты для оплаты контент-услуг, поскольку это — довольно дорогой в продвижении инструмент. Кроме того, он является лишним в свете усиливающейся интеграции услуг и стремления пользователей оплачивать все сервисы с помощью единого счета. В МТС считают, что новый вид оплаты дополнительных услуг, скорее всего, не приведет к повышению ARPU операторов. В рамках формирования сквозного бренда «Системы Телекома» компания МТС продолжит развивать проект «Единая точка доступа».
При рассмотрении новой рыночной инициативы «Билайна» стоит учитывать еще одну немаловажную проблему. Несмотря на рост рынка дополнительных сервисов, многие абоненты не доверяют контент-провайдерам и к тому же слабо ориентируются в разнообразии торговых марок. Как отмечает ведущий эксперт «Прайм Консалт» Маргарита Зобнина, «у пользователей сложилось впечатление, что все вокруг обманывают, а своему оператору они доверяют намного больше». Следовательно, с внедрением специальных платежных карт у «ВымпелКома» появляется шанс увеличить потребление дополнительных услуг связи и поднять свой индекс инноваций.
Максим Букин (mb@viem.ru) — независимый автор