В начале лета в Москве состоялась четвертая Международная конференция GSM 3G Russia-2006.
Вот уже который год подряд в России открыто говорят о необходимости скорейшего перехода на новый технологический уровень построения сетей сотовой связи. Послушать, почему же здесь этого до сих пор не произошло, собрались специалисты более чем из 20 стран.
По словам многих докладчиков, отечественный рынок сотовой связи отстает от европейского всего на 1,5-2 года. Мол, российские операторы готовы предоставлять услуги третьего поколения прямо сейчас и рвутся в бой, но Мининформсвязи РФ не хочет выдавать лицензии на 3G и тормозит весь процесс. Однако ответы руководителей российских компаний на ряд вопросов позволяют догадаться, что проблема, к сожалению, состоит не только в задержке лицензирования, но и в общей растерянности отечественных операторов в условиях новых рыночных отношений.
На вопрос о перспективах использования WiMax как средства конвергенции фиксированной и мобильной связи (FMC) представители «большой тройки» в один голос ответили, что об этом думать пока рано. Технология WiMax, по их мнению, — слишком «сырая» для внедрения на серьезном уровне. Первый заместитель генерального директора «МегаФона» Алексей Ничипоренко предложил подождать два-три года, чтобы определить, на основе какого решения реализовывать концепцию FMC и, вообще, нужно ли это делать. Он отметил, что наилучшей стратегией будет посмотреть, какая технология приживется в Европе, а уж затем пойти аналогичным путем.
Главный технический директор «ВымпелКома» Сергей Авдеев предположил, что пока в России определятся с выбором лучшей технологии третьего поколения, его компания, возможно, уже приступит к внедрению сервисов HSPDA. Но не исключено, что к тому времени на арену выйдет какая-либо другая перспективная технология беспроводных сетей.
Его коллега из МТС Юрий Громаков заявил, что ни один стандарт не удовлетворяет потребностям всех пользователей. В результате операторы вынуждены принимать во внимание сразу несколько стандартов, например UMTS, GSM и WiMax. В МТС планируют внедрить комбинированную инфраструктуру уже через два года.
Еще один вопрос касался причин нелюбви российских операторов к модели MVNO, которая успешно используется в Америке и Европе и приносит операторам немалые дополнительные прибыли. По мнению Ничипоренко, в Америке виртуальные мобильные операторы возникли из-за наличия избыточной емкости в сетях хост-операторов, чего в российских условиях даже представить невозможно. Авдеев подтвердил, что частотного ресурса «ВымпелКома» не хватает даже на собственные нужды. А по мнению Громакова, MVNO является промежуточной концепцией развития рынка. Правда, он не уточнил, промежуточной между чем и чем.
Участников конференции больше всего интересовало, почему индикатор средней выручки на одного абонента (ARPU) российских операторов опустился ниже некуда и как планируется затормозить его катастрофическое падение. Рассуждая о путях решения проблемы, все докладчики пришли к единому мнению, что увеличение ARPU возможно за счет неголосовых услуг, или, как сейчас модно говорить, «в плоскости контента». На этом обсуждение проблемы и завершилось.
Гости конференции не получили ответов и на многие другие вопросы. Если операторы пока не определились с технологией, которую предстоит внедрять, то как они намерены предоставлять современные услуги? Если у них не хватает канальной емкости и для голосовых услуг, то как можно говорить о повышении ARPU за счет продажи «тяжелого» ресурсоемкого контента? И если они не желают сотрудничать с такими генераторами контента, как MVNO, то что конкретно подразумевают под термином «неголосовые услуги»?
Похоже, российские сотовые компании пока и сами не знают ответов на эти вопросы, а потому предлагают каждый свое: «ВымпелКом» — «разговорить» абонента, МТС — активнее работать с регионами, а «МегаФон» — внедрять новые технологии.