Компании Synterra, Cognitive Technologies и Русский индустриальный банк (РИБ) объявили о запуске совместного проекта SETonline, подразумевающего организацию первой национальной площадки для электронных торгов.

Создатели площадки заявили, что SETonline предназначен для повышения эффективности госзакупок и борьбы с коррупцией. По словам исполнительного директора Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Антона Никольского, спрос на услуги электронной торговли в России необычайно высок. «Действующие в нашей стране операторы онлайновых торгов являются либо относительно небольшими, либо узкоспециализированными, — пояснил он. — Назрела необходимость в крупном операторе национального масштаба, причем это обязательно должна быть отечественная компания». По оценкам НАУЭТ, потенциальный объем рынка электронных закупок в России составляет 54 млрд долл., а темпы роста потребностей в таких услугах превышают 25% в год.

«Система электронных торгов» (торговая марка SETonline) является оператором новой электронной биржевой площадки, которого на паях учредили три упомянутые компании. В ближайшие три года они собираются инвестировать в развитие проекта (примерно в равных долях) около 52,5 млн долл. Согласно инвестиционному плану, в текущем году затраты на развитие системы электронных торгов составят 12,6 млн долл., в 2007 году — 20,3 млн долл., а в 2008-ом — 19,5 млн долл.

Рыночным профилем новой компании является проведение в режиме on-line электронных торгов для крупных корпоративных клиентов и государственных заказчиков. Для этих целей используется Web-портал с собственной электронно-цифровой подписью (ЭЦП), верифицированной в Федеральном удостоверяющем центре на базе ФГУП НИИ «Восход». Портал SETonline предоставляет услуги проведения электронных тендеров, управления корпоративными закупками, автоматизации тендерного документооборота, информационные и консалтинговые услуги в области управления закупками. Генеральным директором фирмы SETonline стал Антон Емельянов, прежде занимавший должность директора по корпоративным проектам Cognitive Technologies.

SETonline впервые в России реализовала бизнес-модель e-Hub, которой придерживаются ведущие мировые компании, действующие в сфере электронной торговли. Технологическую основу системы составляет продукт Cognitive e-Hub, разработанный Cognitive Technologies. В своей деятельности SETonline опирается на телекоммуникационную инфраструктуру Synterra, располагающей магистральной IP-сетью с точками подключения в 130 городах России и суммарной пропускной способностью свыше 35 Гбит/c. Технологическая база обеспечивает до 30 тыс. электронных транзакций в день, что в 1,5 раза превышает общее количество ежедневных торгов в стране. Правда, эта цифра отражает лишь возможности нового оператора e-commerce, а число реальных торгов на электронной площадке пока измеряется единицами.

Генеральный директор Synterra Вячеслав Смит отметил, что ценность проекта для его компании состоит в насыщении существующей магистральной сети дополнительными услугами и трафиком. «Вдобавок подобные проекты формируют принципиально новый и довольно объемный рынок потребления бизнес-услуг», — заявил он. По словам президента Cognitive Technologies Ольги Усковой, уже через два года SETonline должен реализовать до 5% потребностей российского рынка в электронных закупках. Предполагается, что оборот запущенной несколько месяцев назад системы SETonline к началу 2007 года достигнет 600 млн долл., а еще через год превысит 1 млрд долл.


Госзаказ без «лазеек»

С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятый 21 июля 2005 года. В нем все способы размещения государственных и муниципальных заказов разделены на торги в виде конкурса (открытого или закрытого), аукциона (открытого, в том числе проводимого в электронной форме, либо закрытого) и размещение без торгов (запрос котировок у единственного источника или на товарных биржах).

Размещение заказа на товарной бирже является одним из нововведений в сфере закупок. Данный способ может использоваться при закупке биржевых товаров (например, ГСМ-продукции) на сумму свыше 5 млн руб. Электронные аукционы допустимо проводить при заказах на сумму, не превышающую 500 тыс. руб. Размещение заказов на покупку одноименных товаров или услуг путем запроса котировок возможно не чаще одного раза в квартал на сумму не более 250 тыс. руб.

Федеральный закон не распространяется на закупки ниже пороговой величины 60 тыс. руб., но Минэкономразвития РФ советует госзаказчикам не злоупотреблять этой «лазейкой».