Проходящий раз в четыре года Чемпионат мира по футболу является столь же знаковым событием спортивной жизни планеты, как и Олимпийские игры.
В силу своей зрелищности матчи финальной стадии футбольного чемпионата привлекают даже больше телезрителей, чем состязания по олимпийским видам спорта. Как ни крути, во многих странах футбол считается «народным» видом спорта, чего не скажешь о легкой или тяжелой атлетике.
За право проведения футбольных чемпионатов и Олимпийских игр ревностно борются ведущие мировые державы и государства с активно развивающейся экономикой. Бедным странам из Африки, Азии и Латинской Америки в этом противостоянии надеяться не на что. Ведь чтобы соответствовать требованиям Международного олимпийского комитета или ФИФА, принимающей стороне необходимо вложить ни один миллиард долларов в подготовку спортивных сооружений, реконструкцию транспортной инфраструктуры, строительство современных отелей, вокзалов, аэропортов и мест культурного отдыха многочисленных спортсменов и болельщиков.
Казалось бы, от наплыва гостей у хозяев чемпионатов и олимпиад должно лишь прибавляться головной боли, но вся прелесть состоит в том, что масштабные спортивные проекты никогда не бывают убыточными. Получаемые государством дивиденды складываются не только из доходов от туризма (что само по себе не мало), но и от глобального подъема экономики, вызываемого увеличением индекса потребительской активности населения.
Европейские аналитики прогнозировали, что Чемпионат мира по футболу 2006 года, который проходит в Германии, должен преломить, наконец, негативную тенденцию снижения покупательского спроса, наблюдаемую в этой стране уже несколько лет. Особый всплеск продаж следует ожидать в сегментах потребительской электроники и телекоммуникационных услуг, поскольку старт футбольного мундиаля связан с коммерческим запуском телевидения высокой четкости (HDTV) и мобильного телевещания в сетях 3G. Жители крупнейшей европейской страны стремятся обзавестись телеприемниками соответствующего стандарта и обновить «парк» мобильных телефонов, чтобы насладиться футбольным зрелищем в полной мере. Благо, национальная сборная после долгого «летаргического сна» решила порадовать немецких болельщиков по-настоящему яркой игрой.
Наша сборная по футболу нынешний Чемпионат мира пропустила из-за невыразительной игры на предварительном этапе. Впрочем, это не помешало группе журналистов из ряда отраслевых российских изданий побывать на торжественном открытии мундиаля и первом матче финальной серии. Поездку организовала компания Avaya, которая второй раз подряд стала официальным спонсором футбольного первенства. В программу мероприятия помимо посещения мюнхенского стадиона Allianz Arena вошла «деловая часть», которая состояла из конференции для прессы с участием руководства Avaya и ИТ-департамента ФИФА, а также знакомства с работой командного центра телекоммуникационной и ИТ-ифраструктуры (ITCC). Этот центр обеспечивал работоспособность всей информационной сети, обслуживающей Чемпионат мира.
Маркетинговый ход
Исполнительный директор Avaya Дон Петерсон объяснил собравшимся в Мюнхене журналистам со всего мира, зачем его компании понадобился статус официального спонсора ФИФА. На первый взгляд, логотип известного производителя телекоммуникационных решений для предприятий смотрится довольно странно в одном ряду с Mc?Donalds, Coca-Cola, FujiFilm, Gillette и прочими компаниями, ориентированными на массовый потребительский рынок. Но, оказывается, в том-то и заключается хитрый замысел Avaya. Она является единственным спонсором мундиаля, представляющим сферу B2B, а значит, ее имя не должно «затеряться» среди других прославленных брендов. Основная маркетинговая цель участия Avaya в Чемпионате мира по футболу — повысить глобальную узнаваемость торговой марки, не вкладывая гигантских средств в рекламу (что весьма характерно для бизнеса B2C).
Ради этого с 2001 года (когда был получен партнерский статус ФИФА) американский производитель потратил около 100 млн долл. в виде прямых спонсорских взносов, а также технологий и сервисов. Взамен логотип Avaya красовался на футбольных первенствах 2002 и 2006 годов, а также в женском чемпионате мира ФИФА 2003 года. Как считают сотрудники американской штаб-квартиры корпорации, затраты с лихвой себя окупают за счет показов логотипа во время трансляций футбольных матчей по всему миру и размещения баннеров на стадионах. Телевизионная аудитория мундиаля 2006 года составляет примерно 30 млрд человек, и они в ходе матчей постоянно видят изображение торговой марки производителя на бортах футбольного поля.
Другая составляющая рекламной политики Avaya, привязанной к участию в футбольных первенствах, заключается в наглядной демонстрации возможностей технологий и решений для корпоративных заказчиков. Построение телекоммуникационной сети, посредством которой за время чемпионата «прокачивались» сотни и тысячи терабит разнородного трафика (данных, голоса, видеопотоков), представляло собой уникальный технический проект. Он как нельзя лучше демонстрирует уровень технологической экспертизы поставщика, функциональные характеристики и надежность его оборудования.
Мозг и сердце системы
В Германии специалисты Avaya создали крупнейшую конвергентную сеть из когда-либо использовавшихся при организации спортивных мероприятий. Она объединила 70 точек подключения, в том числе стадионы, пресс-центры, штаб-квартиру ФИФА в Берлине и международный вещательный центр в Мюнхене (IBC). В ходе чемпионата эта сеть поддерживала критически важные приложения, такие как голосовая связь между персоналом ФИФА и добровольными помощниками, оперативная аккредитация журналистов, логистика футбольных матчей и перемещения команд, сбор и передача статистики во время и после матчей, обеспечение бесперебойного доступа к сайту Fifaworldcup.com. Но самая важная ее функция состояла в качественной передаче видеоизображений с футбольных арен в единый вещательный центр, откуда они разлетались в виде телевизионных передач по спутниковым каналам более чем в 150 стран.
Информационным «мозгом» глобальной инфраструктуры мундиаля-2006 стал IBC, а расположившийся с ним под одной крышей командный центр ИТ ФИФА (ITCC) можно назвать ее «сердцем». За обеспечение физической инфраструктуры сети отвечал Deutcshe Telekom, национальный оператор связи Германии. Выделенная сеть Чемпионата мира состояла из полностью дублированных волоконно-оптических магистралей DWDM, связавших IBC со всеми стадионами в 12 немецких городах, где происходили основные спортивные события. Каждая спортивная арена была подключена к вещательному центру в Мюнхене двумя каналами пропускной способностью по 20 Гбит/c. В некоторых местах для резервирования наземного канала применялись и спутниковые технологии.
Во время трансляции футбольных матчей видеопотоки формата SD (стандартного разрешения) и HD (высокого разрешения) передавались от стадиона в IBC по магистральным каналам в режиме реального времени и в несжатом виде. В эти потоки сводились изображения от 25 камер, установленных вокруг футбольного поля, а также статистические отметки о ходе матча и закадровые голоса телекомментаторов. Попадая в IBC, исходный сигнал претерпевал определенные преобразования и форматирование в соответствии с требованиями приемных устройств, а затем распределялся по каналам партнеров-вещателей, обладающих лицензиями на трансляцию матчей.
Тысячи представителей электронных СМИ передавали свои репортажи из специально оборудованных студий международного вещательного центра. Павильоны мюнхенской торговой ярмарки, на территории который разместились службы IBC и ITCC, на месяц превратились в огромную студийную площадку, где десятки телекомпаний создавали передачи, посвященные футболу и околоспортивным страстям.
Так выглядит инженерная инфраструктура IBC, обеспечивающая вентиляцию и кондиционирование помещений |
Особенно сильное впечатление произвела на отечественных журналистов инженерная система, обеспечивающая вентиляцию и искусственный микроклимат в разных модулях IBC и ITCC, занимающих общую площадь 30 тыс. кв. м. Со стороны картина переплетающихся и уходящих вверх, на крышу павильонов, металлических трубопроводов создает ощущение ирреальности происходящего. Внешне все это напоминает колбасный завод. Внизу, в рабочей зоне журналистов и телеоператоров, воздуховоды почему-то незаметны и не портят окружающий пейзаж.
Управлением всей разношерстной инженерно-технической инфраструктурой вещательного центра, а также предоставлением услуг аккредитованным журналистам занимался Host Broadcast Services. Этот выделенный сервис-провайдер принадлежит хостинговой вещательной компании Infront Sports & Media, учрежденной в 1999 году. Она получила эксклюзивное право на создание телевизионного контента во время финальной части Кубков мира ФИФА 2002 и 2006 годов.
Одним из основных технических достижений нынешнего чемпионата стала коммерческая трансляция матчей в стандарте HDTV. Вещание впервые осуществлялось на многие страны в режиме реального времени. Новый мультимедийный пакет услуг, предлагаемых HBS, включает в себя сигналы высокого разрешения формата 16х9, заказные мультиформатные программы для лицензиатов, а также использование технологии Pan&Scan для преобразования стандартного видео формата 4х3 в медийный поток, который приемлем для воспроизведения на экранах мобильных телефонов.
Интеллект в трех стойках
В центре локальной сети IBC установлена комплексная трехстоечная система, собранная из решений Avaya и компонентов ее партнеров. Главным ее звеном стал сервер управления вызовами S8710, работающий под управлением ПО Avaya Communication Manager версии 3.1.1. Этот сервер поддерживает единый внутренний план нумерации для тысяч сотрудников IBC, ФИФА и прочих пользователей, подключенных к телекоммуникационной сети Чемпионата мира. Кроме того, S8710 отвечает за динамическое выделение ресурсов пропускной способности пользователям и приложениям.
Размещенные в одной стойке с ним SIP-серверы Avaya предназначены для гибкой интеграции IP-телефонов и голосовых приложений сторонних разработчиков в единую конвергентную среду. На них же возлагаются задачи обеспечения защищенного обмена сообщениями (IM) и контроля над присутствием пользователей (Presence). За соединение управляющего голосового сервера с сетевыми средами, которые основаны на протоколах, отличающихся от IP, отвечает высокопроизводительный шлюз Avaya G650. Другой шлюз, Appplications Gateway 250, служит для поддержки критически важных функций в распределенной бизнес-среде. В частности, с его помощью можно рассылать оповещения о предстоящих событиях на телефоны пользователей, зарегистрированных в каталогах User Directory.
При создании конвергентной сети для футбольного чемпионата был использован новый инструментарий Avaya Convergent Network Analizer (CNA). Он позволяет администраторам командного центра в режиме реального времени осуществлять мониторинг производительности сети и коммуникационных приложений. Установив программные агенты CNA в точках агрегации трафика, сетевые администраторы могут видеть, как ведет себя трафик высококритичных приложений. Это удается делать с помощью замеров специальных метрик, характеризующих состояние сети.
При построении сетевой инфраструктуры, обслуживающей Чемпионат мира, нашлось место и преданным забвению Ethernet-коммутаторам Avaya Cajun 360. В свое время они довольно часто применялись в тех проектах, в которых требовалась повышенная надежность систем передачи данных. Эти коммутаторы работают на уровнях 2 и 3 эталонной модели OSI и могут удаленно запитывать клиентские устройства или беспроводные точки доступа по сети Ethernet (технология PoE). На базе устройств Cajun 360 построен уровень доступа и агрегации трафика, а ядро распределенной сети ФИФА сформировали маршрутизирующие коммутаторы BlackDiamond 8810 производства Extreme Networks. С этой компанией у Avaya заключено глобальное партнерское соглашение, предусматривающее предпочтительное использование продуктов Extreme в тех случаях, когда по условиям проекта требуется построение сетевой инфраструктуры передачи данных.
Итак, футбольный чемпионат в очередной раз стал испытанием на прочность как для организаторов этого захватывающего действа, так и для многочисленных исполнителей. Ни одного серьезного сбоя в работе телекоммуникационной сети за месяц футбольных баталий не произошло. И миллиарды зрителей по всему миру смогли получить полное наслаждение от игры своих любимых команд.