В мировой прессе Россия все чаще упоминается как поставщик ресурсов. Но наша страна способна предложить соседям не только нефть и газ, но и высокоскоростные каналы связи для транспортировки транзитного трафика.
Большая потребность в пропуске международного трафика возникла в связи с бумом в отрасли телекоммуникаций. По прогнозам аналитиков, продажа контента и мультимедийных услуг в ближайшее время будет приносить операторам сотовой и фиксированной связи основной доход. Так, в 2005 году доход от продажи дополнительных услуг составил примерно 12% совокупной выручки российских операторов сотовой связи (она достигла 10,4 млрд долл.). А в связи с экспансией ведущих мировых операторов на рынки развивающихся стран увеличился спрос на услуги пропуска международного трафика.
Услуги транзита трафика подразумевают предоставление в аренду каналов связи для пропуска любого трафика. Такой возможностью обладают лишь те операторы, которые имеют собственные волоконно-оптические сети (ВОЛС). При этом владельца канала не интересует, трафик какого именно типа по нему передается. Это может быть и трафик классической телефонии, и потоки данных IP, и весьма требовательные приложения VoIP и VoD. Возможность управлять трафиком по собственному усмотрению делает услугу транзита (аренды каналов) весьма привлекательной для заказчиков.
Основными заказчиками услуг транзита трафика являются крупные региональные операторы связи. Обслуживая частных и корпоративных пользователей, они агрегируют местный трафик и сталкиваются с необходимостью пересылать его в другой регион или другую страну. Эта услуга привлекает крупные мировые корпорации, которые строят сети для обеспечения работы своей гибкой, постоянно меняющейся инфраструктуры. Основные потоки транзитного трафика, проходящего через территорию России, пересылаются с востока на запад.
Понятно, что на рынке транзита трафика из Европы в Азию наша страна играет одну из ключевых ролей. В связи с возросшей экономической активностью азиатских государств потребность в обмене голосом и данными между Европой и Азией с каждым годом неуклонно растет. Россия готова предоставить свои кабельные ресурсы для пропуска международного транзита. На юго-востоке она граничит с Китаем (длина границы 3645 км) и Северной Кореей (19 км), на юге — с Казахстаном (6846 км), Монголией (3441 км), Грузией (723 км) и Азербайджаном (284 км), на юго-западе — с Украиной (1567 км), а на западе — с Финляндией (1313 км), Беларусью (959 км), Эстонией (290 км), Латвией (217 км) и Норве?гией (167 км).
Примечательно следующее. Хотя Россия имеет несколько территориально разнесенных стыков с телекоммуникационными сетями восточно-азиатских операторов, у нее организован лишь единственный стык с Европой, через Финляндию. Узость российско-европейских шлюзов отрицательно сказывается на конкурентных возможностях нашей страны на рынке евроазиатского транзита. Если Россия хочет укреплять свои позиции на данном рынке, ей необходимо подумать об организации альтернативных маршрутов пропуска трафика из Азии в Европу, например через Черное море и Турцию.
Основные трансатлантические магистрали передачи трафика |
Сейчас Азия взаимодействует с Европой преимущественно через подводные кабели двух океанов, Атлантического и Тихого, что делает соответствующие услуги достаточно дорогими. Несмотря на высокую себестоимость прокладки подводного кабеля, мировые консорциумы готовы предоставить в аренду заказчикам каналы практически любой емкости.
В начале 2003 года были анонсированы сразу три проекта создания транснациональных ВОЛС, проходящих через Россию. За первым и самым известным проектом стоит РАО «ЕЭС России», которое подрядило на прокладку оптических кабелей вдоль ЛЭП кипрскую компанию Fiber Trans-Asian (FTA). Маршрут прокладки — традиционный: из Швеции через Латвию и Россию в Казахстан и Китай. Протяженность российского участка ВОЛС FTA должна составить 24 тыс. км, что примерно вдвое меньше длины единой магистральной сети «ТрансТелеКома» (свыше 50 тыс. км).
Основные тихоокеанские магистрали передачи трафика |
Компания «Поларнет Проект» инициировала второй проект. Его новизна заключается в том, что для него выбран ранее никем не пройденный маршрут вдоль арктических берегов России. Предполагалось, что оптическая магистраль «Поларнета» длиной 18 тыс. км свяжет узел в Лондоне через норвежский порт Киркинес с приграничным населенным пунктом Датч-Харбор на Алеутских островах. При этом она должна иметь три ответвления — на японский город Чибо, китайский Шанхай и американский Портленд.
Третий анонс сделала компания «Евразия Телеком». Однако ни о маршруте прокладки кабеля, ни о финансовых подробностях проекта общественности почти ничего не известно.
Минуло три года, но о каких-либо достижениях при реализации данных проектов компании-инициаторы не сообщают. Если они все-таки ухитрятся воплотить в жизнь свои планы, Россия наверняка сумеет стать одним из крупнейших игроков на рынке международного транзита. Но пока ситуация существенно не меняется: со стороны России в качестве действующих операторов выступают ОАО «Ростелеком» и ЗАО «Компания ТрансТелеКом». Каждая компания построила несколько международных стыков на восточной границе. Пограничные (с Китаем) оптические линии «Ростелекома» Хабаровск—Фуюань и Благовещенск—Хейхэ соответствуют уровню STM-16 (2,5 Гбит/с). Таким образом, общая пропускная способность восточноазиатских переходов «Ростелекома» равна примерно 5 Гбит/c (более чем в 1000 раз меньше, чем совокупная емкость тихоокеанских подводных магистралей).
В сети компании «ТрансТелеКом» один международный стык действует на российско-монгольской границе (Наушки—Сухэ-Батор) и еще два — на границе с Китаем (Забайкальск—Манчжурия и Гродеково—Суйфыньхе). Трансграничная емкость оптических каналов этого оператора превышает в сумме 5 Гбит/c, так как для их организации используются преимущественно технологии уровня STM-16 (лишь на границе с Монголией остался участок SDH уровня STM-1). Однако весной 2006 года завершились переговоры компании «ТрансТелеКом» с монгольской стороной, в результате которых было достигнуто соглашение о расширении пограничного перехода Наушки—Сухэ-Батор до 40 Гбит/c путем внедрения оборудования DWDM.
В сетях китайских партнеров «ТрансТелеКома» в настоящий момент тоже используется технология DWDM. По словам представителей российского оператора, при необходимости международные стыки на данном направлении могут быть достаточно оперативно переведены на технологию спектрального уплотнения сигнала.
По оценке вице-президента компании «ТрансТелеКом» Федора Крупянского, в 2006 году объем рынка услуг предоставления в пользование каналов связи, проходящих через территорию нашей страны, ожидается на уровне 25-30 млн долл. Спрос на них — вдвое выше. Потенциальными претендентами на долю рынка транзита трафика являются МРК «Связьинвеста», федеральные сотовые операторы и компании, недавно получившие лицензии на услуги дальней связи. Однако последние заняты строительством наложенных магистральных сетей и конкурентной борьбой на рынке дальней связи. Этим спешат воспользоваться действующие магистральные игроки, чтобы укрепить свои позиции на высокодоходном рынке евроазиатского транзита.