Решения, обеспечивающие голосовые коммуникации в масштабах предприятия, можно называть по-разному, но их суть от этого не меняется.
Некоторое время назад отечественные бизнес-пользователи знали компанию Avaya как производителя самых надежных и функциональных УАТС семейства Definity. Но со временем у нее появились новые марки продуктов и новая бизнес-стратегия, соответствующая изменившимся рыночным условиям.
Уже второй год Avaya позиционирует себя как разработчика коммуникационных бизнес-приложений для IP-сетей. Как в России, так и за рубежом этот рынок только начинает складываться, но руководство компании настроено оптимистично. Экспозиция Avaya на последней CeBIT только подтвердила приверженность взятому курсу. Во время этой выставки главный редактор «Сетей» Игорь Елисеев встретился с президентом Avaya в регионе EMEA Дейвом Джонсоном, чтобы обсудить актуальные вопросы развития рынка телекоммуникационных решений для бизнеса.
Какой будет, по Вашему мнению, телекоммуникационная инфраструктура типичного предприятия в Европе и активно развивающихся странах BRIC (Бразилии, России, Индии, Китае) лет через 5-10? Останется ли в ней место традиционным TDM-системам?
Я полагаю, что по количеству используемых в корпоративной среде портов TDM-коммуникации еще долго будут опережать IP-системы. Некоторые заказчики достаточно быстро перейдут к решениям на базе VoIP. Однако подавляющее большинство клиентов владеют смешанной инфраструктурой, включающей в себя как унаследованные УАТС, коммутирующие TDM-каналы, так и новые, конвергентные IP-УАТС. Для них миграция на IP — длительный процесс, по всей видимости, требующий свыше пяти лет.
Высокий процент использования смешанных технологий сохранится, поэтому Avaya отбирает часть рынка оборудования телефонных систем у «классических» поставщиков систем передачи данных на базе IP. Мы можем обеспечить передачу голоса в сетях TDM и IP, в любых их комбинациях. Но многие молодые рынки, к числу которых относятся Россия, Индия и Китай, все чаще предпочитают внедрять решения, целиком основанные на передаче голоса по IP. С первых дней работы в этих странах наша компания имеет в них несколько большую долю инсталляций VoIP-систем, чем на развитых западноевропейских рынках. Некоторые ближневосточные государства идут тем же путем, что и страны BRIC. А общее количество проектов, связанных с применением VoIP в промышленности, увеличилось по сравнению с 2004 годом более чем на 50%. Так что мы видим для себя только растущие перспективы.
Получается, что скорость перехода предприятий на IP-решения во многом определяется географическим положением соответствующего рынка?
Думаю, уровень промышленного развития стран играет более важную роль, чем географическое положение. Скажем, банковский и финансовый секторы очень быстро приходят к использованию VoIP, поскольку видят отдачу от этой технологии. Иногда скорость миграции зависит от специфических запросов отдельных клиентов и целых отраслей. Европа движется в этом направлении медленнее, чем США. Бразилия, которая ориентирована на традиционные сети, тоже продвигается немного медленнее Америки. Но в среднем крупные предприятия в регионе EMEA настроены к технологиям IP довольно благожелательно, и связывать напрямую скорость перехода к VoIP с географическим расположением компаний я бы не стал.
Как может измениться за 5-10 лет структура рынка сетевого оборудования? Сохранят ли свою независимость сегменты систем видеоконференц-связи и компьютерно-телефонной интеграции или будут поглощены производителями интегрированных систем для бизнес-коммуникаций?
С усложнением архитектуры коммуникационных бизнес-приложений клиенты захотят получать весь набор телекоммуникационных услуг от одного поставщика, независимо от того, понадобится ли им для этого приобретать оборудование или подключаться к тарифицируемым сервисам. Поэтому мы будем создавать собственные интегрированные платформы и одновременно добиваться партнерства с независимыми компаниями.
Я считаю, что в ряде рыночных сегментов телекоммуникационного оборудования успех игроков будет во многом основан на партнерстве с другими производителями. Оно приведет к интеграции технологий и консолидации разработчиков, которая не исключает слияний. Конвергенция технологий учрежденческой телефонии и видеоконференц-связи позволит создавать интегрированные потребительские устройства. Думаю, через несколько лет сегмент оборудования для ВКС уже не будет абсолютно независимым, ведь в корпоративных IP-системах активно появляются механизмы поддержки совместной деятельности сотрудников. К примеру, мы работаем с Polycom над совершенствованием технологии передачи видео по IP-сети. В свою очередь терминалы ВКС независимых производителей все теснее взаимодействуют с решениями Avaya.
Крупные компании типа Avaya будут выпускать все больше интегрированных решений как в партнерстве с крупными независимыми производителями (подобными Juniper или Extreme), так и при помощи программных продуктов, унаследованных от приобретенных фирм (скажем, Nimcat Networks). По-видимому, отдельным направлениям деятельности поставщиков оборудования суждено все теснее сливаться в одно направление.
К примеру, в системах видеоконференц-связи, поставками которых мы занимаемся, популярны серверы управления вызовами с функциями записи речи, а ведь многие эти возможности были реализованы благодаря сотрудничеству с компаниями Nice и Witness. Теперь мы готовы предложить клиентам интегрированную коммуникационную систему, включающую в себя технологию распознавания голоса от Nice и средства организации видеоконференций фирмы Polycom. В общем, мы наблюдаем все большую конвергенцию технологий, и эти тенденции будут лишь усиливаться.
Существует распространенное мнение, что аппаратная реализация определенных функций сетевого оборудования более эффективна, чем их воплощение в программном коде. Между тем Avaya стремится полностью мигрировать с аппаратных на программные разработки. Означает ли это, что Avaya придает большее значение гибкости и интероперабельности своих решений, чем их производительности?
Для заказчиков все более ценным становится поставляемое нами программное обеспечение. Это касается как маршрутизации, так и систем распознавания голоса и других коммуникационных приложений. Мы следуем в русле общей тенденции, характерной для сферы сложного сетевого оборудования: аппаратура и соответствующее ПО поставляются в комплексе.
Оставаясь в бизнесе корпоративных телефонных систем, мы видим широкие перспективы развития в сфере коммуникационных приложений. Роль ПО и сопутствующих интеграционных услуг неизбежно должна возрастать, и Avaya уже сегодня обеспечивает сервисы поддержки таких проектов. Она предоставляет профессиональные услуги интеграции голосовых систем и бизнес-консалтинга предприятиям, выбравшим решения Avaya.
Не секрет, что сервисы IPTV де-факто превратились в так называемые «убийственные» приложения для операторов, работающих на массовом рынке. Какие виды операторских услуг могут сыграть аналогичную роль в корпоративном сегменте?
Действительно, технология IPTV является в определенном смысле локомотивом развития операторского бизнеса на потребительском рынке. Но не только она одна. Мы считаем, что определенную популярность должно получить и наше решение one-X Quick Edition, основанное на пиринговых технологиях Nimcat. Оно реализует простые одноранговые приложения в кабельных сетях, по которым осуществляется и трансляция трафика IPTV. Такие p2p-приложения для передачи голоса по сетям IP станут еще одной «горячей темой» операторского рынка. Мы сможем играть в этой рыночной нише за счет приобретений, но в целом ориентируемся на иной сегмент телекоммуникационного рынка.
С точки зрения предприятий востребованными могут оказаться любые серверные приложения, доступные по IP-сети. В качестве примера упомяну удаленно управляемый сервер контактов, который невозможно построить в традиционных TDM-сетях. Это только первое killer application для бизнеса, а за ним будут разработаны и другие. Перспективы IP-телефонии в бизнесе поистине огромны.
Что можно сказать о совместимости коммуникационного оборудования Avaya, в частности серверов S8500/8700, с SIP-телефонами других производителей? И наоборот, о совместимости SIP-телефонов Avaya с IP-УАТС других поставщиков?
Это очень важный вопрос. Avaya является приверженцем открытых протоколов взаимодействия телефонных серверов и абонентских терминалов, и мы с партнерами очень надеемся на выработку отраслевых стандартов, которым будут следовать большинство производителей.
Возможность прозрачного взаимодействия «чужих» телефонов с нашими телефонными серверами уже частично реализована. Речь идет о совместимости IP-телефонов Cisco и коммуникационных серверов под управлением Avaya Communication Manager. Таким образом, абонент может приобрести IP-телефон Cisco и, подключив его к локальной сети, воспользоваться всеми предоставляемыми им сервисами Avaya Communication Manager.