Крупнейшая отечественная авиакомпания объявила о вводе в эксплуатацию корпоративной системы интеграции приложений на основе технологий IBM.
Ведущий российский авиаперевозчик «Аэрофлот — Российские авиалинии» обеспечивает 11% внутренних и 39% международных воздушных перевозок. Компания владеет крупнейшим в Восточной Европе Центром управления полетами и активно растущей наземной инфраструктурой. По словам Сергея Кирюшина, заместителя генерального директора по информационным технологиям «Аэрофлота», фирмы такого масштаба постоянно нуждаются в модернизации ИТ-систем, автоматизации производственных, финансовых и управленческих процессов.
Анализ информационных ресурсов «Аэрофлота» и их соответствия бизнес-задачам показал необходимость создания общекорпоративной интеграционной платформы. По словам Кирюшина, для уяснения основных целей и задач проекта потребовалось много времени. И только после правильной расстановки приоритетов платформой для интеграции приложений в рамках единой сервис-ориентированной архитектуры (SOA) было выбрано семейство программных продуктов IBM WebSphere.
SOA обеспечивает представление бизнес-процессов в виде набора взаимосвязанных сервисов. Этот основанный на открытых стандартах подход позволяет рационализировать структуру бизнес-операций, повысить их эффективность, расширить возможности коллективной работы. Организовав поддержку процессов на базе технологии SOA, компания может улучшить доступ собственных подразделений и сторонних организаций (например, бизнес-партнеров) к накопленной информации и развернутым приложениям.
Согласно последнему отчету независимой исследовательской фирмы AMR Research, корпорация IBM лидирует среди поставщиков решений на базе сервисно-ориентированных архитектур. Для «Аэрофлота» предложение IBM привлекательно, прежде всего, потому, что оно дает возможность развернуть SOA для интеграции разных систем промышленного масштаба.
В ходе реализации проекта специалисты IBM протестировали и ввели в эксплуатацию корпоративную сервисную шину Enterprise Service Bus, ESB. Она является центральным компонентом, обеспечивающим обмен данными между приложениями. Выполняя четыре основные функции (распределение сообщений между сервисами, конвертирование транспортных протоколов между источником запроса и сервером, конвертирование форматов сообщений, управление бизнес-событиями), сервисная шина уменьшает количество и сложность межсистемных интерфейсов. В такой архитектуре каждое приложение общается только с ESB. Для добавления в систему нового приложения достаточно подключить его к шине с помощью стандартного адаптера.
Для построения шины выбраны два основных продукта — IBM Websphere ESB и IBM Websphere Message Broker. Первый использует проверенные технологии обмена сообщениями с Web-сервисами, реализованные в Websphere Application Server, но имеет и ряд дополнительных функций. По сути, ESB формирует уровень обмена данными, действующий поверх сервера приложений. Основными задачами Websphere ESB являются перемещение данных между приложениями, распознавание формата сообщений, интеллектуальная маршрутизация и преобразование форматов данных XML. Это решение легко сочетается с другими инструментами семейства Websphere. Благодаря встроенным инструментам маршрутизации, преобразования данных и их публикации в Web программное обеспечение Websphere Message Broker еще больше увеличивает возможности обмена сообщениями.
Работа, связанная с интеграцией приложений «Аэрофлота», продолжалась более года, и сейчас завершена лишь первая фаза проекта. К сервисной шине подключены корпоративное хранилище данных, планово-экономическая и производственная системы.