Мир виртуальных развлечений захватил в свои сети уже миллионы людей, а споры о пользе и вреде подобного времяпрепровождения становятся все жарче.
Internet-форумы, блоги, чаты, порталы развлекательной тематики, компьютерные игры, без сомнения, оказывают сильное воздействие на человеческую личность, но какое? На этот вопрос попытались ответить участники специально созванного в Москве «круглого стола», организатором которого стал РОЦИТ.
Запущенный осенью 2002 года ресурс LiveInternet.ru стремительно растет, и сейчас его ежемесячная аудитория составляет 1,5 млн пользователей |
На «круглом столе» обсуждались не столько особенности развлекательных ресурсов, сколько психологические аспекты индустрии Internet-развлечений, ее влияние на развитие отдельной личности и общества в целом. По данным опроса, проведенного в 2004-2005 годах общественным объединением ЮНПРЕСС, в структуре свободного времени юных россиян (12-16 лет) компьютер и Internet занимают третье место, уступая лишь телевидению и общению с друзьями. Причем 56,2% опрошенных интересуются преимущественно компьютерными играми, а информацию в Internet регулярно ищут 20,4% подростков, то есть каждый пятый.
Развлечения понарошку
Президент группы компаний Cafemax Владислав Беляев акцентировал внимание собравшихся на перспективах услуг публичного доступа к Сети. По его мнению, негативное отношение общества к онлайн-развлечениям чаще всего складывается под воздействием внешних факторов. Причем о внешних факторах можно говорить и в прямом смысле, поскольку большинство публичных точек доступа уже одним своим видом дискредитируют понятие «Internet-кафе».
С помощью статистических данных Cafemax Беляев попробовал воссоздать портрет современного пользователя Internet. Среди посетителей Internet-кафе 87% — студенты и молодые специалисты в возрасте от 16 до 30 лет. Изо всех посетителей 28% заходят в Internet-кафе раз в неделю, а 26% — каждый день.
«Чем занимаются Internet-пользователи, когда они думают, что развлекаются?» — задал несколько неожиданный вопрос Сергей Кузнецов, руководитель компании Sergey Kuznetsov Content Group. По его мнению, люди, «попавшие в Сеть», не меняют своих привычек и только думают, что развлекаются, а на деле решают жизненно важные задачи. Утверждение Кузнецова «не так важно, вокруг чего объединяются люди, лишь бы они общались» вызвало у присутствующих бурю эмоций. Самые ярые противники онлайнового общения заявляли, что разница между реальными и виртуальными развлечениями — примерно такая же, как между игрой в футбол и просмотром матча по телевизору. Решить, отрывает ли Internet-общение от реальной жизни, участники дискуссии так и не смогли. В картину «ухода от реальности» не вписались столь плотно связанные с Сетью «настоящие» развлечения, как flash-mob и book-crossing.
Новая жизнь дневников
В последнее время вызывают множество споров весьма популярные Internet-дневники (блоги). Само их появление несколько изменило представление о личном дневнике, сделав переживания авторов доступными для всех. Сомнения в искренности этих переживаний заставляют сравнивать блоги с надписями на стенах.
Однако руководитель проекта LiveInternet.ru Герман Клименко считает, что блоги превратились в нечто большее, чем просто дневники. По его словам, многие формы сетевого общения страдают рядом существенных недостатков, таких как слабая персонификация личности, проблемы активного выражения своей позиции, создания и обновления форумов. Блоги позволяют решить все эти проблемы, чем и объясняется их чрезвычайная популярность. Запущенный осенью 2002 года ресурс LiveInternet.ru стремительно растет, и сейчас его ежемесячная аудитория составляет примерно 1,5 млн пользователей, а ежесуточное число просмотров достигает 2 млн.
«Блоги — это не только своеобразный метод самовыражения, но и средство формирования сообществ по интересам», — отметил Герман Клименко. Дневники нового поколения становятся универсальным средством представления любой информации. Записи в виртуальных журналах являются лишь частью персональных информационных центров, в которых хранятся фотоальбомы, музыкальные каталоги, ссылки, объявления и т.д.
Своеобразный итог «круглого стола» подвел кандидат философских наук президент «Творческого объединения ЮНПРЕСС» Сергей Цымбаленко. Он считает развлечения в Internet «новой формой мифологии, которая позволяет пользователю примерить на себя все, что он где-то увидел или услышал, и актуализировать свои переживания и эмоции». А потому сфера виртуальных развлечений является огромным резервуаром позитивных установок, но и источником потенциальной опасности для особо впечатлительных натур. Это лишний раз доказывает, что Internet таит в себе огромные возможности социализации и самообразования.