В России виртуальные операторы мобильной связи только зарождаются, а в развитых странах паровоз MVNO несется на всех парах.
Возникновение мирового рынка MVNO эксперты датируют 1999 годом, когда был запущен проект Virgin Mobile. Согласно данным компании Analysys, в середине минувшего года только в Западной Европе число MVNO перевалило за сотню, а в США число виртуальных операторов, предоставляющих услуги мобильной связи на коммерческой основе либо вплотную подошедших к их реализации, приблизилось к 40.
Впрочем, дело не столько в количестве компаний, сколько в их влиянии на рынок. Скажем, в Дании на долю MVNO приходится около трети местного рынка сотовой связи; одна только Telmore за первые три года своего существования сумела получить 10-процентную рыночную долю. Как прогнозирует Pyramid Research, в 2010 году среди всех 230 млн американских абонентов сотовой связи 20% будут клиентами виртуальных операторов. По оценкам Mako Analysis, к концу текущего года в Великобритании будут действовать 15 операторов мобильной связи, в том числе десять виртуальных.
В разных регионах ситуация складывается по-разному. В этом отношении любопытно рассмотреть результаты проведенного Pyramid Research ранжирования локальных телекоммуникационных рынков по степени их готовности к развитию MVNO. В итоговом рейтинге (табл. 1) доминируют экономически развитые страны, а Россия вообще отсутствует.
Тернистый путь
Развитие бизнеса MVNO определяется двумя основными факторами: это взаимоотношения с «обычными» сотовыми операторами и уровень внедрения новыми участниками рынка современных технологий и услуг мобильной связи.
Перспективы взаимодействия операторов двух типов пока неоднозначны. Появление MVNO практически всегда предвещает обострение конкуренции, уменьшение ARPU, увеличение темпов оттока клиентов. Типичным примером может послужить ситуация в Дании: активность той же Telmore привела там к двукратному снижению средней стоимости звонков. Сегодня сотовая связь в Дании является одной из самых дешевых в мире, а на 5 млн жителей страны приходятся девять операторов мобильной связи — обычных и виртуальных.
Изменение рыночной ситуации в связи с деятельностью MVNO, как правило, не вызывает бурного восторга у традиционных операторов мобильной связи: они видят в «сотовых самозванцах» очередных конкурентов. Однако не стоит спешить с выводами. Крупнейшие операторы США Verizon, Sprint и Nextel уже заключили с MVNO контракты на сдачу в аренду инфраструктуры. А T-Mobile весной прошлого года недвусмысленно заявила о готовности сотрудничать с любым британским MVNO, который предложит жизнеспособную модель бизнеса. Первым ее партнером стал easyMobile, но переговоры велись с полудюжиной компаний.
Переход от конфронтации к взаимодействию с новыми участниками рынка свидетельствует о том, что сотовые компании нашли способ извлечь выгоду из сотрудничества с MVNO. В эпоху активного перехода на технологии 3G альянс с MVNO может стать для рыночного новичка палочкой-выручалочкой, позволяющей резко увеличить клиентскую базу и быстрее окупить огромные затраты на приобретение лицензий и развертывание инфраструктуры. Компании, давно работающие в области мобильной связи, также будут вынуждены повернуться лицом к виртуальным операторам. Как прогнозирует в одном из прошлогодних отчетов Analysys, через какое-то время операторы мобильной связи станут бороться не только за лояльность имеющихся клиентов, но и за контракты с MVNO, позволяющие получить миллионы новых абонентов.
Гибкость MVNO по сравнению с обычными операторами мобильной связи должна способствовать более активному внедрению новых услуг. В отличие от виртуальных операторов первого поколения, сегодняшние MVNO уже не ограничиваются услугами голосовых вызовов и отправки SMS по демпинговым ценам. Они активно осваивают сервисы передачи данных, в том числе мультимедийной информации. Виртуальные операторы не должны упустить шанс, предоставляемый технологиями 3G. А значит, нужно поменять операционную модель, начать работать с новыми категориями пользователей и по-иному строить маркетинговую политику. В наибольшей степени к такому развитию событий готова компания SK-EarthLink. Она изначально позиционирует себя как MVNO, обслуживающий абонентов в сетях 3G и зонах Wi-Fi.
Пестрая палитра
Особенности бизнес-модели MVNO, прежде всего возможность пользоваться чужой инфраструктурой, привели к тому, что активность в этом рыночном сегменте проявляют компании, прежде не работавшие на телекоммуникационном рынке. Сеть супермаркетов Tesco за первый год предоставления услуг мобильной связи в соответствии с моделью MVNO заполучила в Великобритании около 500 тыс. абонентов. Это заставило ее главного конкурента ASDA приступить к изучению возможностей развития аналогичного бизнеса.
Во Франции неподдельный интерес к рынку MVNO проявили телеканал M6, радиостанция HRJ и компания Universal Music. В США на него обратили внимание корпорации Disney и Time Warner, операторы кабельного телевидения Charter, Comcast и Cox, а также ряд других организаций. Надо ли говорить, что на новый рынок поспешили выйти фирмы, имеющие опыт работы в сфере услуг связи. В первую очередь, это Internet-провайдеры, увидевшие неплохой шанс улучшить свои финансовые показатели. Так, в прошлом году о выходе на рынок MVNO заявил европейский провайдер Tiscali.
В отличие от первых виртуальных операторов, сегодня многие MVNO предоставляют исключительно услуги передачи данных. Более того, в этом сегменте появились фирмы, специализирующиеся на определенных категориях мобильного контента. Принадлежащая группе Disney компания Mobile ESPN предлагает доступ через сеть Sprint исключительно к спортивной информации. В текущем году Disney намерена дать старт еще одному проекту, нацеленному на детскую и семейную аудитории.
Корпорация Cisneros Group организовала виртуального оператора Movida, ориентированного на испаноговорящих жителей США. А оператор Amp?d Mobile, работающий через сеть Verizon Wireless, на январской выставке CES 2006 объявил о заключении соглашений с несколькими крупнейшими американскими телевещательными компаниями — NBC, ABC, CBS и Cartoon Network. Поначалу он предложил абонентам лишь возможность просмотра кадров из фильмов и интервью, но к концу I квартала планирует обеспечить полноценный доступ к телепрограммам. Правда, его клиенты все равно не смогут ограничиться использованием мобильного телефона: для просмотра телепрограмм их нужно предварительно загружать на ПК.
В тарифах на услуги MVNO наблюдается значительный разнобой. В прошлом году оператор Virgin Mobile ввел на территории США сервис Month2Month, позволяющий осуществлять вызовы в ночное время и в выходные дни по цене 10 центов за минуту (безлимитный тариф составляет 49,99 долл. в месяц). В феврале 2006 года компания запустила услугу Inner Circle, ориентированную на молодежную аудиторию. За 70 центов в день абоненты могут звонить на три любимых номера в ночное время и в выходные дни без ограничения продолжительности вызовов. Тарифная схема оператора Mobile ESPN пока не имеет аналогов: при довольно высокой стоимости голосовых вызовов (от 34,99 долл. за 100 мин до 224,99 долл. за 4 тыс. мин) объем передаваемых данных не ограничен. Правда, в дополнение к абонентской плате предстоит выложить 400 долл. за телефон Sanyo MVP, действующий в стандарте CDMA 1xEV-DO.
Amp?d Mobile разработала четыре тарифных плана с лимитированным количеством минут — от 250 мин за 29,99 долл. до 2000 мин за 99,99 долл. в месяц. При этом услуга Push-To-Talk (PTT) обходится в 99 центов за день. Дополнительные услуги передачи данных, безлимитный сервис PTT и бесплатный мобильный телефон предлагаются лишь подписчикам на безлимитный тариф (199,99 долл. в месяц). У Amp?d Mobile загрузка музыкальных клипов стоит 99 центов, тогда как Sprint берет за ту же услугу 2,49 долл. А вот расценки оператора Boost Mobile, предоставляющего услуги PTT на территории Канады, США и ряда латиноамериканских стран. За минуту PTT-роуминга клиенты этого оператора платят 10-20 центов (в зависимости от государства) или 1,5 долл. в день при безлимитном тарифе. Стоимость отправки одного SMS-сообщения составляет 10 центов, а неограниченного доступа в Internet — 20 центов в день.
Что дальше?
Аналитики предупреждают: бум вокруг MVNO сильно смахивает на «мыльный пузырь» dot.com, а значит, может иметь печальные последствия. Как и в случае с Internet-компаниями, для успешного бизнеса явно недостаточно блестящей идеи. В долгосрочной перспективе успех виртуальных операторов мобильной связи будет определяться качеством выбранной ими бизнес-модели, стоимостью услуг, эффективной маркетинговой политикой, правильным выстраиванием взаимоотношений с сотовыми операторами и готовностью воспользоваться перспективами технологий 3G.
Как отмечает Pyramid Research, неудачный контракт с владельцем инфраструктуры может свести на нет любые усилия MVNO. Именно это помешало деятельности Virgin Mobile в Сингапуре, Австралии и Великобритании. Остается лишь надеяться, что нынешние виртуальные операторы извлекут уроки из ошибок первопроходцев, а эйфория вокруг аббревиатуры MVNO не приведет к новому кризису отрасли.