Network World, США

Какие тенденции в области беспроводных технологий не должны ускользнуть от ИТ-руководителей в наступившем году?

Новые функции беспроводных сетей и устройств обеспечат невиданный ранее потенциал прикладных программ. Благодаря распространению сетей 3G появится больше возможностей, связанных с удаленным доступом к корпоративным приложениям с портативных компьютеров. На этом фоне все виды ПО промежуточного слоя, кроме программ, ориентированных на поддержку настраиваемых приложений, утратят свои позиции в корпоративной среде. ИТ-руководителей, несомненно, заинтересуют новые возможности инфокоммуникационных технологий, которые кардинально расширят функциональность приложений.

Услуги, основанные на местоположении. По мнению экспертов, в 2006 году такие услуги станут «полигоном» для создания приложений с добавленной стоимостью. Более половины всех мобильных телефонов, покупаемых корпоративными пользователями в Северной Америке, уже оснащены встроенными микросхемами глобальной навигационной системы (GPS), да и точность определения координат постоянно повышается. Такие операторы, как Nextel, строят огромные партнерские сети, которые позволяют внедрять приложения, привязанные к местоположению. Все больше продуктов помогают комбинировать услуги, привязанные к местоположению, с офисными программами распределения заданий, контроля, уведомления и слежения.

Предприятиям следует оценивать два аспекта перспективности подобных услуг. Во-первых, появляются уникальные возможности на отдельных «вертикальных» рынках (таких как наземный транспорт и грузовой флот), а во-вторых, расширяется функциональность уже используемого программного обеспечения. Например, компания Sprint заключила альянс с корпорациями IBM и Microsoft с целью разработки привязанных к местоположению Web-сервисов и внедрения соответствующих API-интерфейсов в прикладную среду.

Пакеты приложений. Какое следующее мобильное приложение, после электронной почты, подвергнется на предприятиях существенному масштабированию? В 2006 году появятся различные пакеты прикладных программ, предназначенных для автоматизации деятельности торговых представителей и выездных сотрудников. Покупать их можно будет непосредственно у беспроводных операторов.

В числе движущих сил указанного процесса — совершенствование беспроводных технологий и устройств. Благодаря этому уменьшилась необходимость в оптимизации некоторых функций мобильных сетей, подразумевавших применение дорогостоящего и сложного ПО промежуточного слоя. К тому же представители малого и среднего бизнеса традиционно нуждаются в приложениях, не требующих специальной настройки. Это в полной мере относится к программам, предназначенным для автоматизации работы торговых агентов.

Управление устройствами. Это новая тема в области защиты беспроводных сетей. С распространением дорогих интеллектуальных терминалов растет риск утечки конфиденциальной корпоративной информации в результате утери мобильного телефона. К тому же эти устройства более уязвимы для спама и вирусов. Число сотрудников, на мобильных терминалах которых хранятся важные корпоративные сведения, уже исчисляется миллионами. Однако прежде организации не относились к мобильным телефонам как к корпоративному имуществу, требующему постоянного контроля.

Количество продуктов, предназначенных для управления терминалами, стремительно растет. Полноценное управление мобильными устройствами подразумевает наличие соответствующих политик (например, распространение правил защиты локальных сетей на глобальную беспроводную сеть) и поддерживающих их продуктов. К последним относятся брандмауэры, оборудование для организации VPN, средства борьбы со спамом, шпионским ПО и вирусами, приложения для обнаружения вторжений, средства отслеживания мобильных устройств и их блокировки.

Новые бизнес-модели. Лица, принимающие решения, должны относиться к управляемым сервисам как к составным частям мобильной инфраструктуры. В этом отношении весьма показательно управление устройствами. Несмотря на наличие множества продуктов, соответствующая экосистема остается сильно фрагментированной. В результате многие ИТ-руководители не могут наладить эффективное управление мобильными устройствами. Управляемые сервисы (типа Managed Mobility Services компании Sprint) помогают справиться с проблемой.

Отдельные реселлеры активно продвигают аутсорсинговый сценарий. Например, Integrated Mobile за фиксированную ежемесячную плату предоставляет заказчикам услуги подготовки мобильных устройств к работе, их отслеживания, персонализированного биллинга и обмена сообщениями.

Конвергенция. Устройства, поддерживающие полноценную передачу голоса по сетям Wi-Fi и мобильной связи, появятся на рынке минимум через год. Однако имеет смысл уже сейчас обратить внимание на их более тесную интеграцию с корпоративными IP-УАТС. Установка нового оборудования, базирующегося на протоколе IP, упрощает проектирование отдельных элементов универсальных коммуникационных сервисов. Вот лишь несколько примеров: распространение четырехзначного плана нумерации учрежденческой АТС на сотовые телефоны, облегчение доступа к корпоративным каталогам, интеграция ящиков голосовой и электронной почты.

Сегодня мы находимся в самом начале длительного процесса интеграции проводных и беспроводных сетей. Постепенно приобретает реальные черты концепция IP Multimedia Subsystem (IMS), и появляются устройства фиксированной и мобильной связи, поддерживающие протокол SIP. В мире телекоммуникаций аббревиатура IMS входит в моду, но шумиха вокруг этой концепции не должна вводить пользователей в заблуждение. Эволюционный переход сетей на новую платформу займет пять-семь лет, хотя первые прикладные функции, основанные на IMS, окажутся доступными уже в 2007 году. Планируя развитие ИТ-инфраструктуры, IMS можно не принимать во внимание, по крайней мере, в течение ближайшего года.

А вот еще два наблюдения, относящихся к развитию рынка мобильных услуг для корпоративных заказчиков. Во-первых, предприятия ожидают от операторов мобильной связи, которым предстоит выполнять минимальные функции системных интеграторов, существенного увеличения уровня их компетенции. Во-вторых, на помощь операторам приходит множество мелких разработчиков ПО промежуточного слоя и приложений для «вертикальных» рынков.

В этом сценарии за кадром остаются поставщики крупных корпоративных приложений (SAP, Oracle и др.), уделяющие недостаточно внимания поддержке мобильности либо вообще игнорирующие такую поддержку. Большинство крупных системных интеграторов также не спешат развертывать собственные центры компетенции по мобильным технологиям. Всем таким компаниям, занимающим прочные позиции на рынках корпоративных приложений, инфраструктуры и унаследованных систем, предстоит сделать следующий шаг — инициировать фокусные маркетинговые и продуктовые программы для корпоративных клиентов.


Десять советов

  1. Разработайте критерии классификации мобильных сотрудников. Выявите их специфические требования к возможностям сети, терминальных устройств и к поддержке.
  2. Определите подлежащие оплате устройства и услуги, исходя из статуса сотрудников, их обязанностей и типичных сценариев использования мобильных услуг.
  3. Определите методику, обеспечивающую оценку окупаемости инвестиций (ROI).
  4. Разграничьте общие «горизонтальные» требования к приложениям и требования, специфические для вашего «вертикального» рынка.
  5. Разработайте методологию, позволяющую информировать о ваших ожиданиях сервис-провайдеров и производителей, а также способы мониторинга и тестирования параметров услуг.
  6. Не забудьте о требованиях к защите на уровне сетевого доступа и отдельных устройств. Политика обеспечения безопасности мобильных услуг должна «вписаться» в общую корпоративную стратегию ИТ-безопасности.
  7. Найдите способ, позволяющий отслеживать, как ваши сотрудники используют мобильные устройства и услуги.
  8. Определите правила доступа заказчиков в мобильную сеть.
  9. Разработайте политику и структуру поддержки мобильных пользователей. Определите, нужно ли оказывать такую поддержку собственными силами или передать ее на аутсорсинг.
  10. Создайте правила использования мобильных услуг и приложений, которые должны стать частью общей ИТ-политики и политики отношений с поставщиками и партнерами.