Полная интеграция бизнес-приложений с офисными системами пользователей произойдет до 2007 года
Ключевым событием ежегодного цикла работы Microsoft на российском рынке является конференция Microsoft Business Forum, которая проходит в Москве под занавес календарного года. К этому мероприятию вендор, как правило, приурочивает выпуск локализованных версий продуктов для бизнес-пользователей и обнародует «дорожную карту» (road map) изменений в соответствующей продуктовой линейке, предусмотренных на ближайший и среднесрочный период.
Евгений Воронин: «Мы стремимся к тому, чтобы вносить изменения в информационные системы мог любой продвинутый пользователь» |
На последнем бизнес-форуме Microsoft, состоявшемся 14 ноября, в фокусе внимания участников оказалась новая версия системы управления бизнесом Navision 4.0. Вторым по важности пунктом программы можно считать анонс решения для управления взаимоотношениями с клиентами Microsoft Dynamics CRM 3.0. Как мы уже сообщали, брэнд Dynamics недавно введен в обращение софтверным гигантом с целью объединить в общее семейство все продукты, служащие для автоматизации корпоративных бизнес-процессов (Business Solutions). Этот брэнд начинает активно продвигаться на глобальном и локальных рынках, и не случайно конференция Microsoft Business Forum 2005 прошла под слоганом «Динамика бизнеса».
Первой из важных особенностей сегодняшней продуктовой стратегии компании является более тесная интеграция офисных и бизнес-приложений, которая будет способствовать повышению производительности труда офисных работников. Доступ к функциям систем обоих типов через единый интерфейс позволит избегать лишних переключений между активными окнами и упростит консолидацию нужной информации. Пользовательский интерфейс ERP-системы Navision 4.0 уже выполнен в стиле Microsoft Outlook, хорошо знакомом практически всем деловым пользователям ПК.
Что касается ожидаемой третьей версии Dynamics CRM, почтовый клиент будет уже полностью с ней интегрирован, хотя пользователям все равно придется покупать лицензии на оба коммерческих продукта. Все модули CRM будут представлены в меню MS Outlook 11.0 в виде дополнительных закладок, преднастроенных для разных категорий потребителей. Кроме того, функциональность CRM-системы останется доступной и в режиме автономной работы ПК за счет сохранения копии БД на локальном диске. Решение Microsoft Dynamics CRM 3.0 появится на российском рынке с декабря текущего года.
Второе направление совершенствования бизнес-решений Microsoft связано с повышением уровня информированности сотрудников за счет предоставления им доступа к встроенным средствам бизнес-аналитики. Как отметил директор подразделения Microsoft Business Solutions в России Евгений Воронин, раньше с инструментарием BI могли работать только топ-менеджеры предприятий, поскольку считалось, что на более низких уровнях управления BI не требуется. Теперь же в Microsoft решили, что возможности бизнес-анализа пригодятся и рядовым сотрудникам — при условиях соблюдения политик информационной безопасности и разграничения прав доступа. А высшему руководящему составу адресуется Business Analytics — специальный модуль системы Navision 4.0, применяющий методы онлайнового анализа процессов (OLAP).
Сейчас довольно много времени уходит на непродуктивный обмен информацией между сотрудниками компании или ее отделами. И если технологии автоматизированного взаимодействия типа «пользователь-пользователь» и «пользователь-приложение» уже достигли определенного уровня развития, то в области обеспечения прозрачного взаимодействия между процессами или программами, по словам Воронина, еще имеется огромный круг нерешенных проблем. Повышению продуктивности делового взаимодействия (это третья цель технологических инноваций Microsoft) должен служить основанный на Web-технологиях портал для сотрудников и рабочих групп MS SharePoint Portal Server. Для эффективного «общения» приложений Microsoft рекомендует использовать XML-формат представления документов. В будущих системах интеграции приложений задачи настройки и прозрачного обмена данными будут решаться с помощью программных XML-шлюзов.
Наконец, четвертым «китом» технологической стратегии Microsoft является адаптивность бизнес-решений. Сегодняшняя парадигма информационных систем предполагает жестко структурированную модель данных и бизнес-логики. В результате, говорит Евгений Воронин, любое изменение в процессах требует привлечения квалифицированных программистов для адаптации информационной среды. Архитектура приложений следующего поколения будет включать в себя универсальную модель данных (применяемую всеми приложениями), модель процессов, средства моделирования и ролевой настраиваемый интерфейс пользователя. «Мы стремимся к тому, чтобы вносить изменения в систему было по силам любому продвинутому потребителю», — подчеркнул Воронин.
Таким образом, технологическая «дорожная карта» Microsoft Business Solutions основана на принципах внедрения ролевого подхода к построению клиентских интерфейсов, на интеграции процессов с пользовательскими порталами коллективной работы (SharePoint Server) и корпоративными Web-службами, поддерживающими сервисно-ориентированную архитектуру (SOA). С 2007 году компания придет к реализации единого решения для управления бизнесом Microsoft Dynamics NAV и единой платформы управления взаимоотношениями с заказчиками Microsoft Dynamics CRM 3+. Они будут содержать визуальные средства моделирования данных и процессов, а также готовую библиотеку бизнес-процессов, где будут аккумулированы лучшие модели из различных отраслевых практик.
Корпорация позаботится и о сохранности инвестиций партнеров и клиентов. Разрабатывается программа постепенного перехода на новые технологии, в рамках которой будет обеспечиваться обратная совместимость последующих версий продуктов с предыдущими и поддержка всех версий продуктов в течение пяти лет после их выхода на рынок. Пользователям, имеющим подписку на обновления систем, обещан бесплатный переход на новые версии решений семейства Microsoft Dynamics.