Индустрия VoIP подготовила прохладный прием предложенному стандарту SIP for Business
С конца 90-х годов протокол SIP (Session Initiation Protocol) преподносится производителями как своеобразная панацея для мира пакетной телефонии. В нем был устранен ряд недостатков его предшественника, протокола H.323, а потому SIP получил широкую поддержку в решениях операторского и корпоративного классов. Среди сильных сторон SIP называют удобство управления коммуникационными сеансами, гибкость и расширяемость для обеспечения функций, присущих традиционным телефонным системам, а также возможность реализации принципиально новых функций в коммуникационных решениях следующего поколения.
Впрочем, о достоинствах протокола SIP уже сказано и написано немало. Заметно меньшее внимание уделяется его слабым сторонам, основная из которых — отсутствие полной совместимости SIP-оборудования. Хотя тестирование взаимодействия SIP-решений началось еще в 90-е годы, проблема не решена до сих пор. Как и стандарты телекоммуникационной индустрии, появившиеся в последние годы, этот протокол оставляет производителям определенную «свободу маневра», которой те не преминули воспользоваться для совершенствования своих продуктов. По сути дела, едва ли не каждая фирма интерпретировала положения стандарта на свой вкус и лад.
Результат оказался предсказуемым: системы пакетной телефонии разных поставщиков, поддерживающие протокол SIP, совместимы в лучшем случае на уровне базовой функциональности. По этой причине некоторые функции, привычные для пользователей традиционных телефонных систем, в мире SIP становятся недоступными, стоит только заказчику закупить продукты разных компаний. Скажем, при использовании средств управления SIP-вызовами одной фирмы и SIP-телефонов другой даже простейшая функция переадресации звонков перестает выполняться.
Попытка исправить положение была предпринята два года назад. На выставке VON Fall 2003, состоявшейся в Бостоне в сентябре позапрошлого года, компания Sylantro Systems, разработчик ПО для поставщиков услуг аутсорсинга телефонных станций и сервиса IP Centrex, выступила с инициативой создания новой версии протокола SIP. Этот вариант SIP, окрещенный SIP for Business (SIP-B), со временем должен был получить постоянную прописку в системах корпоративной телефонии. Вскоре после анонса своей инициативы Sylantro направила соответствующие технические спецификации в консорциум IETF.
Как легко догадаться, в основу спецификаций SIP-B положен протокол SIP. Преследовалась цель обеспечить поддержку в системах SIP-B 18 базовых и дополнительных функций телефонии. Среди них — обработка вызовов, поступающих по разным телефонным линиям, возможность подключения к разговору новых собеседников, организация ауди?о?конференций, временное отключение микрофона, постановка вызова на ожидание, использование разных мелодий звонков. Сегодня крупнейшие производители телефонных систем, такие как Avaya, Siemens и Nortel, для поддержки подобных функций используют смесь стандартного протокола SIP и патентованных алгоритмов. Причем они все постоянно увеличивают долю патентованных технологий, дабы расширить возможности своих коммуникационных решений, и это подрывает саму идею перехода на стандартный протокол SIP. Сторонники обновления SIP вознамерились добиться идентичности реализации перечисленных и прочих функций в IP-телефонах и других клиентских SIP-решениях разных компаний.
В стандартных SIP-продуктах обработка вызовов, будь то перевод или удержание звонка, осуществляется путем сложной последовательности пересылок служебных данных и подтверждений между оконечными узлами и SIP-серверами. По мнению апологетов SIP-B, нескольких десятков потоков вызовов, регламентируемых соответствующими спецификациями IETF, явно недостаточно для удовлетворения потребностей пользователей, которым традиционные учрежденческие АТС предоставляют примерно 800 функций.
В пресс-релизе, распространенном Sylantro на выставке VON Fall 2003, сообщалось, что инициативе предшествовали консультации с лидерами отрасли, в том числе Citel Technologies, Mitel, Polycom и Siemens. Определенный интерес к новой спецификации проявила Cisco Systems — локомотив рынка «чистой» IP-телефонии, хотя эта корпорация и воздержалась от официальных заявлений по поводу приверженности проектируемому стандарту. В пресс-релизе Sylantro утверждалось также, что фирмы, поддержавшие инициативу, намерены реализовать поддержку SIP-B в будущих версиях своих телефонных систем.
Предполагалось, что первые продукты, соответствующие SIP-B, появятся на рынке в середине 2004 года, а к концу того же года, убедившись в перспективности новой версии протокола, под ее знаменами соберутся десятки производителей со всего мира. Но этого не произошло. Компании, поддержавшие начинание Sylantro, похоже, остались в меньшинстве. Установленный IETF срок приема замечаний и предложений к исходным спецификациям SIP-B (документ RFC 3261) истек полтора года назад. Довольно прохладный прием SIP-B получил и в стенах SIP Forum — индустриального консорциума, который активно продвигает протокол SIP. В профессиональной прессе и материалах производителей аббревиатура SIP-B встречается крайне редко, да и о массовом выпуске поддерживающих SIP-B продуктов тоже не слышно. Все выглядит так, словно набор функций, на который сделали ставку Sylantro со товарищи, не очень-то востребован.
Можно предположить, однако, что причина состоит в ином. Инициатива Sylantro стала «покушением» на одну из дойных коров телекоммуникационного рынка. Крупнейшие производители систем телефонии потратили огромные финансовые, временные и людские ресурсы на реализацию протокола SIP в его современном виде и еще большие — на свои патентованные технологии. Рассчитывать, что они с легкостью признают нецелесообразность этих вложений (а ведь речь, в сущности, идет именно об этом), было бы наивно. Недаром же некоторые компании встретили в штыки начинание Sylantro.
Скажем, Скотт Уортон, вице-президент по маркетингу компании Broadsoft, которая активно конкурирует с Sylantro и Siemens, утверждает, что схемы управления потоками, предусмотренные спецификациями SIP-B, уже реализованы в продуктах его фирмы. Впрочем, он признал, что проблема протокола SIP состоит не в том, что он не позволяет реализовать необходимые функции на уровне клиентских узлов, а в явном нежелании лидеров рынка расставаться с доходами от продаж собственных IP-телефонов. Такие телефоны выпускает добрая сотня производителей, в том числе малоизвестных, и последние могли бы поддержать новую версию протокола SIP, сулящую им рост объемов продаж. Однако моду на современном телекоммуникационном рынке определяют не эти компании, а немногочисленные «гиганты», которые заинтересованы в сохранении status quo.
Пока они одержали победу. Означает ли это, что инициативу Sylantro можно безоговорочно отнести к числу технологических неудач? Время покажет.