Никто из нас уже не начинает рабочий день так, как это делали образованные люди сотню лет назад: открыв бюро, чернильницу и приготовившись написать несколько писем. Бумажные послания стали экзотикой, и в обычных почтовых ящиках своих квартир мы находим разве что печатную рекламу или счета за коммунальные услуги, но только не приветы от друзей и родственников
Ведущая рубрики — Юлия Кольдичева, jkold@osp.ru |
Тем не менее письменное общение продолжает жить, преломившись в русле современных технологий. Набрав на клавиатуре несколько слов, мы можем сэкономить десяток минут на разговорах по телефону. Даже если респондент не прочтет сообщение мгновенно, он сделает это при первой же удобной возможности, не отрывая от работы отправителя и не отвлекаясь от важных дел. При желании, переписку всегда можно сохранить, что помогает не терять из виду любые подробности общения. Кроме того, нередко написать текстовое послание проще в силу психологических причин: например, если человеку необходимо задать вопрос руководителю или извиниться перед коллегой за допущенную ошибку. Да и вообще, в печатном слове мысли выстраиваются четче, и адресату передается самая суть сообщения, свободная от словесной шелухи.
Кому мы пишем?
Самыми распространенными инструментами письменного общения стали электронная почта, службы мгновенного обмена сообщениями (наиболее популярная из которых — ICQ), Web-чаты, сайты знакомств, форумы, SMS и MMS. И у каждого из этих способов коммуникаций сложилась собственная сфера применения. Например, обмен короткими текстовыми и мультимедийными сообщениями происходит, в основном, между приятелями, друзьями и родственниками. Руководителю организации и в голову не придет отправлять SMS подчиненным — предпочтение будет отдано звонку или электронной почте. А все потому, что составление текстовых сообщений на телефоне занимает примерно столько же времени, сколько стандартный разговор, и люди посылают их друг другу из желания сэкономить либо поделиться сугубо личными переживаниями.
Общение в чатах и на сайтах знакомств также имеет интимное свойство, но несколько иного рода. В этих случаях пользователи беседуют довольно фамильярно и непринужденно, но, чаще всего, с совершенно незнакомыми людьми. Посещение таких Internet-ресурсов преследует цели развлечения, романтических знакомств, а иногда и поиска друзей или спутников жизни. Психологи полагают, что популярность виртуального общения высока среди тех индивидуумов, которым трудно общаться с людьми в реальной жизни. Internet дает им возможность раскрепоститься и предстать в необычной роли. Результаты нашего импровизированного опроса сотрудников нескольких ИТ-компаний показывают, что наибольший интерес чаты и сайты знакомств вызывают у мужчин (вне зависимости от рода их деятельности): из простого любопытства или с конкретной целью данным видом коммуникаций воспользовались свыше 95% респондентов.
На форумах в Сети чаще всего обсуждаются конкретные «горячие» темы любой направленности — от поездки на ближайший рок-фестиваль до очередной реформы правительства. Здесь люди также общаются с незнакомцами, но форумы служат не для приватных бесед на личные темы, а для открытого выражения собственных мыслей.
Универсальная почта
Безусловно, электронная почта является в наши дни практически универсальным способом «передачи мыслей на расстоянии». Мы можем пересылать с ее помощью тексты, фотографии, звуковые и видеофайлы. Априори подразумевается, что общение по e-mail — не анонимное, поскольку должны быть известны данные отправителя и получателя. Поэтому, несмотря на обилие в Сети незапрошенных сообщений (спама), мы будем подразумевать некую «идеальную» модель электронных почтовых сервисов.
Электронную почту можно условно разделить на два больших массива: корпоративная и личная корреспонденция. Как правило, для тех и иных целей используются два вида почтовых серверов — корпоративные и бесплатные на базе Web. Однако из этого правила имеются исключения. Например, среди коллег по службе нередко завязываются более неформальные отношения, и тогда переписка теряет сугубо деловой стиль.
Беседа с сотрудниками нескольких крупных телекоммуникационных фирм позволила выяснить следующее. Директор департамента закупок признался, что вся почта, поступающая в его отдел, просматривается им и вышестоящим начальством. И тем сотрудникам, которые занимаются обустройством личной жизни при помощи корпоративной системы, выносится строгое предупреждение. Причем это делается не столько из моральных побуждений, сколько из-за большого объема входящих сообщений. Ведь чтобы иметь перед глазами историю отношений с партнерами, люди подолгу не удаляют корреспонденцию из папок почтового клиента, а это затрудняет доступ к деловым письмам и отвлекает от рабочего процесса. Руководство компаний не считает контроль над входящим трафиком корпоративных систем неэтичным, поскольку, оплачивая труд сотрудников, считает себя вправе знать, на какие цели расходуются время и энергия подчиненных.
А теперь рассмотрим случай использования личных почтовых адресов для деловой переписки. На первый взгляд, ничего страшного в этом нет: мы указываем свой «домашний» e-mail в анкетах, опросных листах на конференциях и т.д. Кроме того, иногда даже в рабочее время приходится «выходить за пределы» корпоративной системы, чтобы передать или принять «тяжелые» файлы, которые почтовые фильтры родной организации отказываются пропустить. Однако неэтичной и неприятной можно назвать ситуацию, в которой сотрудник компании применяет личный адрес для налаживания «особых» отношений с поставщиками или клиентами фирмы. Независимые специалисты советуют получателям писем с серверов Web-почты быть предельно внимательными, поскольку подобные контакты могут спровоцировать конфликт и даже увольнение с работы. Архивировать такую переписку сложнее, а в случае опасности «коллега» может просто «убрать концы в воду», удалив адрес с сервера и отказавшись от участия в сомнительных махинациях. Так что деление на деловую и личную переписку вовсе не случайно, и в большинстве случаев его стоит придерживаться.
Другое дело — набирающие популярность сервисы IM. С их помощью в режиме реального времени можно общаться не только с друзьями и знакомыми, но и с коллегами по работе и вовсе неизвестными людьми. Этот сервис является яркой приметой времени: он упрощает переписку между людьми разных возрастов, убеждений и интересов. В полях ICQ официальным языком выражаться не принято, что весьма способствует завязыванию неформальных отношений. К тому же при помощи «аськи» можно отправлять SMS и разные файлы, в том числе передавать голос и изображения. Этот «синтетический» сервис пришелся по вкусу многим, поскольку оказался удачной компиляцией устного и письменного общения. В режиме реального времени можно обмениваться вопросами, предложениями и комментариями, не уделяя особого внимания правилам пунктуации и орфографии, и всегда видеть, на месте ли оппонент и готов ли общаться.
«Аську» используют не только для развлечений, но и для оперативного решения рабочих вопросов. А потому этот сервис со временем будет становиться все более популярным — несмотря на возмущение начальства, полагающего, что сотрудники тратят слишком много времени на ICQ. Помимо «условного» вреда от применения «аськи» ощущается безусловная польза, а потому руководство многих компаний мирится с ее использованием, как с неизбежным злом.