Санкт-Петербург
В России можно заработать на продаже оборудования Wi-Fi, но не на его использовании. К такому выводу пришли участники «круглого стола» на тему «Рынок услуг и оборудования Wi-Fi на Северо-Западе», который прошел в Санкт-Петербурге в рамках презентации новой линейки оборудования Wi-Fi U.S.Robotics MAXg (802.11g)
Питер Блэмпид, директор U.S.Robotics по продажам и операциям в регионе ЕМЕА, обрисовал светлое будущее беспроводных технологий. Правда, оно больше касалось США, чем России. В Америке, по его словам, к домовым сетям уже подключены 25 млн квартир и частных коттеджей. Прогнозируется, что через пять лет их будет 50 млн, и во многих из них внутри помещений станет использоваться Wi-Fi. Другими словами, рынок беспроводного оборудования в США стремительно растет.
В России продажи систем Wi-Fi производства U.S.Robotics также растут на 85-100% в год. Однако Питер Блэмпид считает, что в абсолютных величинах «поставки еще не достигли желаемого уровня». Компания сделала себе имя в России благодаря импорту модемов, но с оборудованием Wi-Fi пришла на отечественный рынок намного позже основных конкурентов. Вендор только что приступил здесь к структурированию каналов продаж. Например, в Северо-Западном регионе U.S.Robotics планирует авторизовать дилеров и реселлеров в октябре.
Хотя коммерческие ожидания относительно Wi-Fi поначалу оказались завышенными, немало российских компаний заинтересованы соответствующей продукцией U.S.Robotics. В нашей стране растет количество публичных точек доступа в Internet на базе этой технологии и постепенно сокращается число скептиков. По данным агентства J?son & Partners, на начало сентября в России насчитывалось 525-530 публичных точек беспроводного доступа — примерно в два раза больше, чем в конце 2004 года.
Правда, данная технология распространяется неравномерно. Если в Москве ежемесячно появляются 19 новых хот-спотов, то во всей остальной России — 14. В столице большая часть публичных точек доступа расположена в кафе, ресторанах и гостиницах. В Санкт-Петербурге (как, впрочем, и во всем мире) на кафе и отели приходятся примерно 30% действующих хот-спотов — местные рестораторы пока осторожничают. Не поддаваясь моде, они скрупулезно подсчитывают потенциальные доходы от установки систем Wi-Fi в своих заведениях. Как показывает практика, в городе на Неве бесплатные точки доступа не приносят владельцам кафе и ресторанов дополнительной прибыли, поэтому здесь преобладают платные хот-споты, утверждает аналитик J?son & Partners Анна Орлова.
Емкость рынка услуг доступа в Internet на базе Wi-Fi составляет, по данным того же агентства, 460 тыс. долл. Алексей Саминский, руководитель сетевых проектов ЗАО «Вэб Плас», полагает, что эта цифра завышена. Но даже если оценка нынешней емкости рынка верна, говорит он, эта емкость все равно недостаточна. «Организация доступа к Internet по технологии Wi-Fi начнет быстро развиваться и станет действительно массовой услугой, когда в продаже появится удобный недорогой терминал. Ноутбук таковым не является — нужен карманный компьютер стоимостью примерно 200 долл.», — заверяет Саминский. В корпоративной среде, по его мнению, сотрудникам далеко не всегда нужен беспроводной доступ. Как правило, Wi-Fi используется в представительских офисах, то есть там, где принимают гостей — партнеров и клиентов.
Андрей Мартынов, директор корпоративного отдела компании «Компьютерный мир», рассказывает, что в последнее время число клиентских обращений с просьбой установить беспроводную сеть увеличилось в 2,5-3 раза. Много заказов поступает от фирм, которые создают Wi-Fi-зоны для собственных нужд. Как ни удивительно, беспроводные сети начинают появляться в школах Санкт-Петербурга.
Александр Хомяков, директор по маркетингу компании «Компьютер-центр «КЕЙ», откровенничает: «Мы бы вовсе не занимались Wi-Fi, если бы не активное продвижение корпорацией Intel этой технологии в Санкт-Петербурге. И все-таки серьезного спроса на оборудование Wi-Fi мы пока не видим. В наших магазинах продается на порядок больше карт ADSL, чем адаптеров беспроводного доступа».
Гораздо выше оцениваются перспективы сектора домашних пользователей. По данным «Вэб Плас», в Санкт-Петербурге к Internet подключены около 500 тыс. домохозяйств, примерно 5% из которых пользуются широкополосным доступом. В перспективе число высокоскоростных подключений может увеличиться до 80%, а значит, расширится и клиентская база для поставщиков систем W-Fi. Как бы то ни было, U.S.Robotics и другие производители продолжают борьбу за российский рынок — вендоры смотрят на несколько лет вперед.