Служба новостей IDG, Сан-Франциско
Телефонные системы на базе VoIP все еще значительно уступают традиционным телефонным сетям по надежности и качеству сервиса. Об этом свидетельствуют исследования компании Keynote Systems, оценившей голосовые услуги шести телекоммуникационных провайдеров США. Тестирование состояло в организации дальних и местных вызовов из сетей VoIP в коммутируемые телефонные сети общего пользования. Надо сказать, такие вызовы являются самым распространенным типом услуг для пользователей IP-телефонии.
Оценки выставлялись в соответствии с общепринятым промышленным стандартом определения качества передаваемого голоса на слух. Всего за время исследований было произведено более 150 тыс. автоматических вызовов VoIP-PSTN. Тестированию подверглись сервисы передачи пакетного голоса с доступом через DSL- и кабельные модемы, которыми, в основном, пользуются частные клиенты. В результате исследователи из Keynote получили ценные данные о состоянии сервисов, популярность которых быстро возрастает. Например, IDC ожидает, что к концу текущего года в США будут пользоваться службами VOIP 3 млн человек, а к 2009 году — 28 млн.
Сервис корпорации Vonage занял первое место по надежности. Этот параметр определялся на основе показателя доступности сервиса (в процентном соотношении к числу попыток установления связи), среднего числа повторных попыток установления вызова, продолжительности любых сбоев в сети и количества прерванных вызовов. Сервис Vonage набрал 80 баллов из 100 возможных и заметно оторвался от преследователей по этому показателю.
Сервис CallVantage корпорации AT&T занял первое место по разборчивости звука. Значение параметра было получено на основе оценок задержки сигнала, качества речи на слух и стабильности этих факторов в зависимости от времени и расстояния между конечными абонентами. CallVantage заслужил 78 очков из 100. Ранжирование качества речи на слух основывалось на стандарте ITU-T P.862 и определялось программными методами.
Хотя Vonage и AT&T опередили соперников, даже их сервисам есть куда стремиться. В целом же вызовы в сети VoIP отставали от проводной и сотовой телефонии по качеству воспроизводимого голоса в соответствии со стандартом P.862, учитывающим помимо разборчивости речи наличие «в линии» естественного комфортного шума. Сервисы пакетного голоса получили среднюю оценку 3,5 баллов, а вызовы с сотовых телефонов — 3,6 балла из 5 возможных.
Некоторые факторы, влияющие на качество голосовых сервисов, неподвластны провайдеру услуг. Качество и надежность могут варьироваться из-за различий между местными DSL-линиями или кабельными сетями, из-за разной протяженности магистральных линий связи, количества межсетевых стыков и др. Поэтому техническое сотрудничество операторов должно сыграть ключевую роль в повышении качества телефонных услуг.