В середине августа любой желающий смог оценить впечатляющие достижения отечественной авиакосмической промышленности, посетив подмосковный город Жуковский. Здесь состоялся Международный авиационно-космический салон, собравший сотни военных и гражданских экспонатов из разных стран. Посетители получили возможность оценить мастерство лучших летчиков, продемонстрировавших фигуры высшего пилотажа, и, в буквальном смысле слова, прикоснуться к шедеврам авиастроительного искусства, которые были выставлены вдоль взлетной полосы аэродрома.
Александр Пионтковский: «В условиях полной загрузки производственных мощностей возникла потребность в оптимизации вычислительных ресурсов предприятия» |
Более удачного времени и места для того, чтобы объявить о завершении масштабного ИТ-проекта, выполненного для одного из крупнейших игроков авиакосмического рынка России, и придумать было сложно. Во-первых, столь зрелищное мероприятие не оставило равнодушным ни одного посетителя. Во-вторых, российские участники «МАКС-2005» прямо-таки на подсознательном уровне остаются уверенными в том, что отечественное самолетостроение — лучшее в мире.
Пресс-конференция, сопровождавшаяся ревом двигателей и созерцанием опасных авиатрюков через прозрачный купол бизнес-центра, значительно усилила общее восхищение могуществом современных технологий. Впечатляющим оказался и повод, ради которого ИТ-журналистов пригласили в Жуковский: в августе в научно-производственном объединении «Сатурн» запущен в эксплуатацию суперкомпьютер на базе решения IBM eServer Cluster 1350.
Система параллельных вычислений включает в себя 64 двухпроцессорных сервера IBM eServer xSeries 336, основанных на 64-разрядных процессорах Intel Xeon, и два четырехпроцессорных сервера IBM eServer xSeries 455 на базе процессоров Intel Itanium 2. Все серверы работают под управлением ОС Linux, межузловое соединение реализовано при помощи каналов Infiniband с пропускной способностью 10 Гбит/с, а управляющая сеть основана на технологии Gigabit Ethernet.
По признанию Александра Пионтковского, директора по информационным технологиям «Сатурна», принять решение о качественной модернизации ИТ-инфраструктуры руководителей компании побудили несколько причин. Одна из них состоит в том, что в последнее время значительно возросли объемы бизнеса этой корпорации, специализирующейся на разработке и производстве газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, военно-морского флота, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок.
Наиболее известными продуктами «Сатурна» являются двигатели АЛ-31Ф для истребителей Су-27, созданные в сотрудничестве с французской фирмой SNECMA, двигатель SaM 146 для перспективного российского регионального самолета, а также двигатели для беспилотных летательных аппаратов. Среди важнейших проектов НПО — создание авиадвигателей пятого поколения для российских военных самолетов, модернизация энергогенерирующих мощностей и выпуск газотурбинных приводов по заказу РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром».
В процессе проектирования инженеры и конструкторы широко используют программные системы для аэродинамических, тепловых, акустических и прочностных расчетов. С каждым годом сроки разработки новых продуктов становятся все более жесткими, а соответственно, увеличиваются область применения и возможности компьютерного моделирования.
В условиях полной загрузки производственных мощностей предприятия возникла необходимость в оптимизации затрат и росте производительности вычислений. В 2004 году руководство «Сатурна» приняло новую стратегию ИТ-развития, в рамках которой намечалось увеличить быстродействие имеющихся вычислительных систем в 50 раз. Для этого специалисты корпорации решили создать многоузловой вычислительный кластер.
На вопрос о том, почему в качестве технологической платформы выбрано оборудование IBM, руководство «Сатурна» ответило, что решения этого вендора в полной мере соответствуют требованиям корпорации. Во-первых, при помощи системы на базе продуктов IBM можно выполнять больше вычислений требуемого уровня сложности в сжатые сроки, а во-вторых, разработки этой компании оказались самыми доступными по цене (например, по сравнению с решениями Hewlett-Packard).
Как рассказал Юрий Зеленков, заместитель директора по ИТ «Сатурна», кластер уже введен в опытную эксплуатацию и выполняет первые расчеты. Уже в ближайшее время система сможет решать полный спектр задач, связанных с моделированием разных компонентов силовых установок и с многофакторной оптимиза?цией. Результаты расчетов сохраняются в иерархической системе хранения данных, включающей в себя диски с интерфейсами SCSI и SATA, а также ленточный носитель стандарта LTO2. Все устройства хранения объединены в сеть SAN. В качестве ПО для организации иерархического хранилища используется HSM-решение IBM Tivoli Storage Manager for Space Management.
По словам представителей «Сатурна», скорость передачи данных между узлами вычислительного комплекса достигает 10 Гбит/с. Для доступа к данным используется параллельная файловая система General Parallel System (GPFS), созданная IBM специально для поддержки вычислений в кластерах.
Руководство корпорации уверено, что решение полностью удовлетворит потребности «Сатурна» в сложных вычислениях. По словам Зеленкова, общая емкость дискового пространства теперь составляет 6 Тбайт, а производительность кластера в эталонном тесте Linpack достигает 748 Гфлопс. По этому показателю он действительно является самым мощным промышленным суперкомпьютером в России и СНГ.
Хотя НПО «Сатурн» вложило в проект около 1 млн долл., останавливаться на достигнутом отечественные авиастроители не собираются. В ближайшем будущем компания намерена приобрести еще один кластер, по мощности не уступающий внедренному.