InfoWorld, США
Идея разработчиков SIP-телефонов VentureIP 480i из компании Aastra — весьма оригинальна и заманчива. Она состоит в том, чтобы использовать заложенные в стандарте функции для создания телефонов, которым не нужна центральная УАТС. Aastra несколько лет назад купила у Nortel продуктовые линейки настольных телефонов и долгое время выпускала только аппараты без УАТС, рассчитанные на применение в аналоговых сетях. Теперь линейка продуктов дополнена телефонами VentureIP, имеющими сходные функции, но размещаемыми в IP-сетях.
Выпуск IP-телефонов продвигает Aastra на другой, гораздо более конкурентный рынок. Поскольку вендоры IP-телефонии яростно борются за рыночную долю, их изделия, как правило, недороги и реализуют типичные терминальные функции. А телефоны VentureIP легки в настройке, но далеко не так просты в эксплуатации и поддерживают множество оригинальных функций, которых нет у других продуктов этого класса.
Звонки без УАТС
Чтобы обходиться без УАТС, телефоны VentureIP должны поддерживать ряд встроенных функций обслуживания и управления вызовами. Управленческое и прикладное ПО загружено на каждый телефон, который, в силу этого, оказывается довольно сложным и дорогим. Каждый аппарат оснащается 8 Мбайт флэш-памяти и 16 Мбайт оперативной памяти.
IP-телефон Aastra может использоваться как обычный телефонный аппарат. Однако если вы подключите дополнительные телефоны VentureIP, каждый из них получит IP-адрес с использованием протокола DHCP и, обнаружив другие телефоны в системе, обменяется с ними информацией о дополнительных номерах и именах пользователей. Для выхода во внешний мир нужно установить шлюз VentureIP Gateway, обеспечивающий организацию четырех аналоговых телефонных линий.
К сожалению, хотя продукт компании Aastra представляет собой телефон на базе SIP, его нынешняя версия не может подключаться к внешним сервисам IP-телефонии для осуществления вызовов на дальние расстояния. Также невозможно соединять разрозненные телефонные системы в единую корпоративную сеть. Реализация этих функций запланирована на будущее, для чего намечено задействовать установленный, но пока не функционирующий порт Ethernet на шлюзе.
Телефоны VentureIP довольно легко конфигурировать. Каждый пользователь может ввести свои имя, пароль, номера быстрого набора и функции обработки вызовов посредством меню на телефоне или через встроенный Web-инструментарий. В локальной сети клиент должен зарегистрироваться с использованием IP-адреса телефона, но это делается легко, нажатием одной клавиши.
Телефоны оснащены и опционным пакетом Web Administrator, но для его активации требуется электронный ключ за 75 долл. К счастью, для множества используемых в сети телефонов нужен только один ключ. ПО Web Administrator позволяет контролировать ряд базовых функций (например, правила набора номеров), но пользователь не может контролировать функции отдельных телефонов, таких как задание быстрого набора или программирование отдельных кнопок на клавиатуре. Для этих целей администратор должен получить индивидуальный доступ к каждому устройству. Переключение с Web Administrator на отдельные телефоны во время их настройки может показаться утомительным делом.
Установка параметров на телефонах — довольно легкая процедура, чего не скажешь об их физической инсталляции. Если у вас уже есть коммутаторы Ethernet с поддержкой POE (питания по кабелям Ethernet), нужно просто присоединить к ним устройства VentureIP. Но, вероятнее всего, у вас таких коммутаторов нет, поэтому потребуется сначала заменить сетевую инфраструктуру или приобрести адаптеры РОЕ для каждого телефона (по 50 долл.).
Не идеальное решение
Работа с телефоном VentureIP напоминает работу с обычным устройством, подключенным к УАТС. Обеспечиваются быстрый набор, выбор абонента из списка звонков (недавно сделанных или полученных), вариант набора с задержкой посылаемого сигнала (как в сотовом телефоне). Для звонка на другой телефон VentureIP вы просто набираете дополнительный номер. Но чтобы позвонить куда-то еще, надо выйти в аналоговый мир ТфОП. Возможности напрямую вызывать SIP-устройства в других корпоративных сетях пока не существует, что существенно ограничивает гибкость организации связи.
При соединении с внутренним абонентом сети качество вызова — очень хорошее. Однако при вызове, направленном вовне, возникают большие или меньшие помехи. (Для сравнения: применение аналоговой версии телефона без УАТС, системы AT&T 955 со схожими возможностями, не влечет за собой жалоб пользователей.) Можно вводить дополнительный номер или имя вызываемого абонента. Но каталог имен не поддерживается, поэтому звонящий должен знать точное написание имени нужного человека. Предусмотрены установки для разного времени суток.
Итак, если заказчику требуется не очень много функциональных расширений корпоративной связи, ему стоит рассмотреть вариант покупки VentureIP. Но для более сложных конфигураций телефонной сети это — неподходящее решение. Другие варианты развертывания телефонии, включая использование аналоговых телефонов, обеспечивают те же возможности. А некоторые, вероятно, будут предоставлять и дополнительные опции (типа единых сообщений), отсутствующие в продуктах Aastra.
Даже для компаний из сектора малого бизнеса SIP-решения на базе IP-УАТС могут оказаться менее дорогими и более гибкими. Например, готовящаяся к выпуску система Siemens HiPath 2000 должна быть существенно менее дорогой в пересчете на одного пользователя — при наличии у нее функций, аналогичных возможностям платформы высшего класса HiPath 8000. Причем заказчик сможет использовать с Siemens HiPath 2000 любой SIP-телефон, чего не скажешь о системе VentureIP. Итак, VentureIP — не идеальное решение, хотя изначальная идея инженеров Aastra по-прежнему заслуживает пристального внимания.