К 2008 году телефонная связь будет доступна в каждом населенном пункте России
В ходе совместного заседания Комиссии по естественным монополиям и Комиссии по информационной политике Совета Федерации РФ 27 членов Верхней палаты Законодательного собрания выразили удовлетворение работой исполнительных органов власти, связанной с внедрением универсальных услуг связи. С основным докладом выступил руководитель Мининформсвязи РФ Леонид Рейман.
Леониду Рейману сначала указали на недостатки, но затем его похвалили — ввиду социальной значимости проводимых реформ |
Сначала законодатели пожурили его за нерасторопность отраслевого министерства, отметив, что положения закона «О связи», касающиеся внедрения механизма универсального обслуживания, бездействуют почти два года (план подготовки соответствующих нормативно-правовых актов утвержден Правительством 4 декабря 2003 года). Министр деликатно перешел в контрнаступление, сославшись на успешное развитие отрасли в целом. «Совершенствование механизмов регулирования уже приносит свои плоды, — заявил Рейман. — Например, в Москве весной текущего года уровень проникновения сотовой связи перевалил за 100%». Однако 47 тыс. населенных пунктов России до сих пор не имеют связи. Так, в Дальневосточном федеральном округе нетелефонизированными остаются 585 населенных пунктов, в Уральском округе — 1281, а в Центральном и Северо-Западном округах — соответственно, 20 112 и 12 334.
«Действительно, произошла определенная задержка с принятием нормативно-правовых актов, необходимых для введения универсального обслуживания. Она связана с прошлогодней реорганизацией Кабинета министров, — пояснил Рейман. — Но на сегодняшний день все пять правительственных постановлений, регулирующих институт универсальных услуг, приняты, и страна готова к их реализации». Напомним, что к категории универсальных относятся сервисы телефонной связи с использованием таксофонов и услуги передачи данных на базе пунктов коллективного доступа (ПКД) к Internet. В каждом населенном пункте (вне зависимости от численности его жителей) необходимо установить минимум один таксофон, а при численности населения более 500 человек в нем должен быть организован ПКД не менее чем с двумя рабочими местами.
Принятый в России ассортимент универсального обслуживания довольно скромен. Например, в соседней Финляндии к универсальным услугам относится высокоскоростной доступ к Internet, «обязательный» для каждой финской семьи. Но, считает Рейман, нашей стране сначала необходимо решить более острые вопросы — обеспечения связью отдаленных населенных пунктов, после чего можно будет говорить о расширении спектра универсальных услуг.
Как следует из закона «О связи», универсальные услуги будут оказывать операторы, победившие в специальных конкурсах. Для их проведения Федеральному агентству связи (ФАС) предстоит сформировать конкурсные комиссии с участием представителей органов исполнительной власти субъектов РФ. Оператор универсального обслуживания будет определен отдельно по каждому муниципальному образованию и по каждому виду услуг. Поскольку услуги населению будут оказываться по тарифам, установленным ФСТ (Федеральной службой по тарифам), для возмещения операторам возможных убытков формируется Резерв универсального обслуживания. Основным источником его пополнения станут обязательные отчисления операторов сетей связи общего пользования (1,2% от объема их выручки). Эти деньги будут зачисляться на целевой счет федерального бюджета, а за их расходованием установит контроль казначейство.
Не менее чем за 60 дней до окончания приема конкурсных заявок ФАС обязано опубликовать информацию о предстоящем конкурсе. В течение 20 дней после окончания приема заявок предусмотрена проверка поступивших документов. В последующие 20 дней будет организовано заседание конкурсной комиссии, которая и объявит победителя.
Победители конкурса станут определяться по двум критериям: наименьший объем ежегодного возмещения убытков оператора, понесенных при оказании услуг, и наименьший срок развертывания системы универсального обслуживания. Если на участие в конкурсе поступает только одна заявка, функции универсального обслуживания могут быть переданы оператору, занимающему на местном рынке существенное положение. Капитальные затраты на строительство сети несет сам оператор. Возмещение убытков операторов универсального обслуживания будет производиться дважды в год.
Число нетелефонизированных населенных пунктов по федеральным округам |
Не позднее 20 дней с момента подписания протокола о результатах конкурса государство заключает с победившим оператором договор на предоставление услуг. С этого момента в распоряжении последнего — полгода на то, чтобы построить необходимую инфраструктуру и начать соответствующую деятельность. Еще через шесть месяцев оператор должен завершить формирование сетевой инфраструктуры и обеспечить предоставление услуг на всей территории, определенной в условиях конкурса. Итак, через 480 дней после формирования региональной конкурсной комиссии задача телефонизации и «интернетизации» отдельно взятого муниципального образования должна быть полностью решена. А к 2008 году все 47 тыс. отдаленных деревень и поселков России наконец-то получат в свое распоряжение заветные таксофоны.
Заседание в Совете Федерации завершилось принятием решения. Сенаторы учли аргументы Реймана и проголосовали за то, чтобы изъять из проекта итогового документа пункт, в котором они требовали «обратить внимание на задержку» при подготовке подзаконных актов, необходимых для запуска универсальных услуг связи. Окончательный текст решения содержит всего два положения: принять к сведению изложенную информацию и попросить региональные власти активнее участвовать в реализации системы универсального обслуживания. Другими словами, министру сначала указали на недостатки, но затем его похвалили — ввиду социальной значимости проводимых реформ.