Исполнительный директор НАУЭТ Антон Никольский полагает, что для успешного функционирования рынка электронной торговли нужно усилить маркетинговую составляющую проектов, информировать о деятельности компаний из данного сектора более широкие слои населения. Кроме того, необходимо ввести единые правила документирования товарооборота для всех участников рынка, которые упростят основные бизнес-процессы и помогут уменьшить количество правонарушений в Сети.
Активисты движения в поддержку Internet-бизнеса уже предприняли определенные шаги. Недавно создан Комитет по информационной поддержке развития электронной коммерции в России. Он принимает непосредственное участие в пропаганде е-торговли в нашей стране, в проведении PR-акций и воплощении маркетинговых инициатив. Сейчас, сообщил Никольский, реализуется первая часть крупномасштабного проекта информационной поддержки электронной торговли. На этой стадии будут регулярно проводиться исследования, составляться рейтинги и отчеты о деятельности ключевых игроков.
Об одной из инициатив, связанных с анализом эффективности Internet-ресурсов применительно к нуждам электронной коммерции, Никольский рассказал журналистам. В рамках мини-проекта аналитики НАУЭТ и CNews Analytics исследовали, сколько посетителей определенной виртуальной торговой точки совершили покупку, попав на сайт продавца. Рассматривались операции лишь в относительно крупных магазинах, которые ведут свою деятельность хотя бы в течение нескольких месяцев. Участниками своеобразного соревнования оказались 150 торговых площадок.
Разделив число посещений электронного магазина на объем совершенных сделок, специалисты получили для каждого случая «коэффициент конверсии». Ресурсы с наибольшим значением этого коэффициента стали лидерами своеобразного «хит-парада». Правда, в исследовании не учитывались некоторые крупные игроки, отказавшиеся предоставить данные об объемах своих электронных продаж (примерно пятая часть «кандидатов»): аналитики попросту не включили «отказников» в рейтинг. Зато недавно созданный электронный магазин PCHome, принадлежащий компании РБК, оказался в двадцатке ведущих торговых ресурсов Рунета.
Первое место в «хит-параде» виртуальных торговых площадок присуждено сайту parter.ru, на котором в режиме реального времени можно выбрать, забронировать или купить билет на культурно-массовое мероприятие. Коэффициент полезного действия сайта составил 17,88. Второе место с результатом 16,00 баллов занял ресурс sendflowers.ru, обеспечивающий большой выбор игрушек, подарков, цветов и прочих праздничных мелочей. Тройку лидеров замыкает сайт planetashop.ru (12,38 очков), осуществляющий продажи компьютерного оборудования.
Любопытно, что коэффициент конверсии остальных игроков, представленных в рейтинге, не превышает 4,00 баллов. Чем объясняется их столь серьезное отставание от лидеров, аналитики толком объяснить не смогли, хотя результаты «первой тройки» многим независимым экспертам показались несколько завышенными. Тем не менее составители рейтинга остались довольны проделанной работой. Как сообщил Никольский, его ассоциация намерена продолжить развитие проекта. У известных электронных магазинов планируется раздобыть информацию о количестве наименований продукции на складах, о сроках поставок, специальных предложениях, ценовой политике и поместить ее на Web-сайте Комитета. Там же будут публиковаться свежие отчеты о маркетинговых исследованиях НАУЭТ, CNews и др. Наконец, обещано создать электронную книгу жалоб, в которую каждый желающий сможет вносить замечания и предложения по работе торговых площадок.