Участники российского ИТ-рынка хорошо помнят, какая буря эмоций поднялась вокруг сделки по поставке ERP-системы Oracle e-Bussines Suite в ОАО «Связьинвест». Казалось бы — частное дело отдельно взятой компании, но оно было вынесено на широкий суд общественности с привлечением депутатов из профильных комитетов Госдумы. И даже последовавшее вскоре заключение еще более крупного контракта на приобретение «Связьинвестом» биллинговой системы Amdocs не вызвало такого ажиотажа в прессе и в депутатских кругах.
Константин Беляев: «Конечной целью программы является увеличение капитализации ?Связьинвеста?» |
Теперь, когда буря по поводу поставки ПО Oracle стихла, сам заказчик и генеральный подрядчик «проекта века», фирма «Открытые Технологии», стремятся к открытому диалогу с прессой. Недавно «Открытые Технологии» провели в Риме конференцию для представителей головного офиса «Связьинвеста» и всех семи межрегиональных компаний связи (МРК), участвующих в проекте внедрения Oracle e-Bussines Suite. На это мероприятие были приглашены журналисты ряда специализированных и деловых изданий.
Генеральный директор «Открытых Технологий» Олег Гизатуллин отметил, что формат выездной конференции для заказчиков является достаточно традиционным в ИТ-отрасли. Он предполагает непосредственный обмен мнениями участников проекта и получение отклика с мест о ходе реализации намеченных мер. Поэтому самая ценная информация для подрядчика и заказчика, возможно, содержалась не в докладах, а в неформальных дискуссиях, которые проходили в кулуарах конференции.
Первый день ее работы был целиком посвящен проекту внедрения ERP-системы в МРК, а второй — системам OSS/BSS. Причем организаторы попытались отклониться от привычной практики технологических презентаций, адресованных ИТ-директорам компаний-заказчиков, и сфокусироваться на концептуальных подходах к внедрению новых услуг и поддержке соответствующих бизнес-процессов. Как подчеркнул Гизатуллин, в этом заключается суть проектного подхода к внедрению ИТ, нацеленного на достижение конечных бизнес-результатов.
«Мы видим нашу компанию как провайдера широкого спектра услуг — от бизнес-консалтинга до технической поддержки, и ERP-системы находятся где-то посередине этой пирамиды», — сообщил глава «Открытых Технологий». Причем департамент управленческого консалтинга не задействован в проекте со «Связьинвестом», а нарабатывает свою экспертизу на других вертикальных рынках. Сегодня фирма действует во всех значимых отраслях российской экономики, будь то телекоммуникационный, нефтегазовый, энергетический или финансовый сектор.
Проектные особенности
Ни одно внедрение системы класса ERP не обходится без создания рабочей группы, состоящей из представителей подрядчика и заказчика. В рабочую группу проекта создания мастер-системы Oracle e-Bussines Suite включены порядка 150 сотрудников «Открытых Технологий», субподрядчиков, МРК и главного офиса телекоммуникационного холдинга. Все представители заказчика являются специалистами по отдельным функциональным направлениям информационных систем, и в их обязанности входит определение согласованных и непротиворечивых требований к разрабатываемой мастер-системе ERP.
Как сообщил заместитель генерального директора «Связьинвеста» Константин Беляев, руководитель программы по внедрению ERP в МРК, объем запланированных интеграционных работ оказался настолько большим, что их пришлось разбить на несколько взаимосвязанных проектов. При этом они представляют собой единую комплексную программу, у которой есть собственный руководящий орган, устав и мастер-план (график реализации отдельных проектов).
Необходимость перехода «Связьинвеста» на единую ERP-платформу стала крайне актуальной в условиях произошедшей в 2002 году реструктуризации холдинга, когда вместо сотни раздробленных филиалов появились семь укрупненных операторов, объединенных по признаку принадлежности к федеральному округу. Стало невозможно эффективно управлять этими огромными территориально-распределенными производственными комплексами, обладая 110 различными унаследованными ERP-системами. Между тем эффективное управление человеческими и финансовыми ресурсами, закупками и логистикой является основой конкурентоспособности компании в современной экономике. Таким образом, подвел итог Константин Беляев, конечной целью программы является увеличение капитализации группы «Связьинвест».
Основные управленческие модули Oracle e-Business Suite сегодня внедряются во всех семи МРК, тогда как в московской штаб-квартире «Связьинвеста» предполагается установить лишь аналитическую подсистему, отвечающую за предоставление отчетности (в различных срезах) топ-менеджменту компании. Магистральный оператор «Ростелеком» оказался вне рамок данного проекта: к моменту его старта в фирме уже далеко зашел процесс внедрения управленческой системы Microsoft Axapta, поэтому было решено ничего не ломать.
Программа внедрения ERP в МРК включает в себя совокупность следующих проектов:
- разработка мастер-системы (МС) ERP, которая осуществляется в три этапа — релизы 1, 2 и 3;
- адаптация и внедрение МС на местах;
- организация глобального центра компетенции (ГЦК) в Москве;
- организация локальных центров компетенции (ЛЦК) на уровне регионов;
- построение технической архитектуры (ТА) системы управления предприятием;
- создание системы дистанционного обучения сотрудников заказчика.
В программе внедрения ERP на предприятиях «Связьинвеста» отсутствует привычная в таких случаях пилотная зона. В связи с этим был реализован подход, предполагающий построение преднастроенной мастер-системы, которая на этапе внедрения должна быть адаптирована под конкретные требования межрегиональных фирм. Заместитель руководителя программы со стороны заказчика и директор по информационным технологиям «Связьинвеста» Игорь Пожидаев пояснил, что такой подход является единственно верным еще и потому, что на момент запуска программы у компаний отсутствовала инфраструктура центров обработки данных, резервных центров, транзитных узлов для распределения нагрузки на сеть, самой сети корпоративной передачи данных и системы информационной безопасности.
Наращивание функционала
Функциональность инсталлируемого в МРК решения наращивается поэтапно. Первый релиз мастер-системы (МС 1) включает в себя модули управления основными средствами, управления персоналом в отношении табельного и кадрового учета, расчета зарплаты в части подготовки нормативных документов и справочников (т.е. само начисление зарплаты пока не поддерживается) и функции раздельного учета затрат по видам деятельности. Разработка МС 1 завершилась в декабре 2004 года, и сейчас параллельно происходят его тестирование в МРК, подготовка программно-аппаратной инфраструктуры заказчика для последующего развертывания мастер-системы, а также началась разработка МС ERP второго релиза.
Игорь Пожидаев сообщил, что до конца 2005 года по мастер-плану программы должно быть закончено внедрение «первой волны» МС 1 в «Сибирьтелекоме» и «Уралсвязьинформе». Кроме того, к моменту завершения «первой волны» ожидается запуск в эксплуатацию ЛЦК. «Волны» внедрения релизов мастер-системы формируются в зависимости от степени готовности к эксплуатации корпоративных сетей передачи данных.
Мастер-план внедрения ERP-системы в МРК |
Функциональное наполнение МС 1 составляет примерно четверть всего функционала внедряемого ERP-решения. Однако для реализации первого этапа проекта заказчику и исполнителю потребовалось решить множество организационных задач — определить процедуры финансирования, привлечения сотрудников в рабочие команды, сформировать структуру управления проектом. Все эти наработки и методики, по мнению заместителя руководителя программы со стороны «Открытых Технологий» Олега Заячковского, целесообразно использовать в процессе реализации последующих этапов программы.
Разброс во времени заключения договоров на внедрение ERP между различными МРК составляет около трех месяцев, поэтому в разных компаниях наблюдается различная динамика выполнения запланированных работ. Самым успешным в этом плане признан «Сибирьтелеком», где выполнено 30% работ по проекту внедрения МС 1. Немного отстает «ВолгаТелеком» (24%), а в «ЦентрТелекоме» пока реализованы только 5% намеченных мероприятий.
Изменения в структуре программы (выделение отдельных направлений работ в самостоятельные проекты) и сдвиг сроков внедрения МС 1 стали причинами пересмотра мастер-плана и утверждения новой редакции устава программы. Однако финальная точка реализации всей программы осталась неизменной — весна 2008 года.
Во второй релиз мастер-системы включен функционал, который определит автоматизацию основных бизнес-процессов заказчика. Как отметил Олег Заячковский, центр тяжести программы фактически смещен с третьего на второй релиз МС. В МС 2 планируется реализовать функционал управления денежными средствами (включая некоторые казначейские операции), управления дебиторами и кредиторами, калькуляции проектов, управления закупками (в части поддержки контрактов, заказов и заявок), управления материальными запасами, затратами и обучением.
В третьем релизе МС предусмотрено дальнейшее расширение функциональности финансовых модулей, особенно в части поддержки казначейских операций, и логистических модулей (поддержка закупок и организации ремонтных работ). В блоке управления персоналом особый акцент будет сделан на расширении функциональности управления процессами обучения, найма сотрудников и оценки их профессиональной квалификации.
Важной особенностью программы является необходимость интеграции внедряемой ERP-платформы с биллинговой системой для обеспечения сквозных бизнес-процессов на предприятиях связи. Утверждается, что в настоящее время программа внедрения биллинга Amdocs находится на стадии обследования межрегиональных компаний, которая продлится до июля.
Запуск проекта со «Связьинвестом» в 2003 году ознаменовал новую «точку роста» компании «Открытые технологии». За последние два года численность ее сотрудников увеличилась почти втрое и составила 580 человек. Столь же динамично растет ее годовой оборот: в 2003 году он равнялся 270 млн долл. (без учета разовой сделки по поставке ПО Oracle e-Bussines Suite в МРК он составил бы порядка 120 млн долл.), а в 2004 году — 230 млн долл. В этих условиях руководству «Открытых технологий» пришлось не только совершенствовать внутренние механизмы управления бизнесом, вводя матричную структуру связей между сотрудниками и подразделениями, но и следить за сохранением основополагающих принципов корпоративной культуры.