Network World, США
Провайдеры спутниковых сервисов пытаются привлечь дополнительных клиентов, но развитие наземных широкополосных технологий, подобных xDSL и WiMAX, может расстроить их планы.
Модернизация спутников связи сулит владельцам корпоративных сетей большие перспективы для организации широкополосного беспроводного доступа. Космические аппараты нового поколения задействуют Ка-диапазон и обеспечивают каналы шириной до 30 Мбит/с в нисходящем и 2 Мбит/с в восходящем потоке. Это огромный прогресс относительно спутников Ku-диапазона, поддерживающих скорость нисходящего потока около 1,5 Мбит/с при очень малых возможностях обратной связи.
Ранее спутниковые каналы традиционно использовались на труднодоступных территориях и для работы приложений, не требовательных к двустороннему обмену трафиком. В США на этом рынке доминируют Hughes Network Systems и Spacenet, обслуживающие вместе примерно 90% деловых клиентов. Среди них — немало узкоспециализированных компаний, таких как розничные сети, использующих спутниковые каналы для пересылки в главные офисы ежедневных данных о продажах и наличии товаров.
Расширенная и более симметричная полоса пропускания орбитальных систем Ка-диапазона делает их привлекательными для предприятий, нуждающихся в двусторонних коммуникациях. Вместе с тем применение Ka-диапазона для услуг передачи данных пока сильно ограничивается значительной стоимостью абонентского оборудования. К тому же спутниковые операторы все больше тяготеют к рынку телевещания высокого разрешения HDTV и уделяют гораздо меньше внимания обслуживанию корпоративных сетей.
«Шли годы, и все ждали того, что спрос на широкополосную спутниковую связь появится у миллионов заказчиков, но этого не произошло», — сетует Крис Бау, аналитик организации Northern Sky Research. В прошлом году рыночные обозреватели предсказывали увеличение объемов продаж услуг космической связи на 7-10%, но фактический прирост за 2004 год составил лишь 4-5%. Во всем мире инсталлировано менее 1 млн корпоративных терминалов VSAT, при этом прошлогодние глобальные доходы сервис-провайдеров VSAT на корпоративном рынке составили 1,76 млрд долл.
И все же некоторые признаки подъема налицо. В прошлом году запущен спутник Ka-диапазона Anik F2, предназначенный для поддержки сервисов передачи данных в сетях малых и средних предприятий через систему BlueSky. Она принадлежит одноименной начинающей фирме с капиталом 150 млн долл. Другой спутник Ka-диапазона, iPStar, планируется запустить этой весной для обеспечения широкополосных сервисов в Азии. Еще два спутника Ka-диапазона (Spaceway-1 и Spaceway-2), запускаемых Hughes в нынешнем году, первоначально предполагалось задействовать для организации корпоративных сетей. Но компания DirecTV Group, владеющая Hughes, неожиданно объявила, что планирует использовать их исключительно для вещания в формате HDTV.
Опасения, что рост применения спутниковых технологий может быть приостановлен повсеместным внедрением наземных систем фиксированного беспроводного доступа, вполне оправданны. Например, сети на базе WiMAX теоретически способны обеспечить обмен данными с максимальной полосой пропускания 75 Мбит/с на расстоянии 50 км. Фирма Aperto и некоторые другие производители уже поставляют предстандартное оборудование WiMAX. После завершения стандартизации ожидается широкое распространение подобных систем по всему миру.
Технологии VSAT имеют и ряд собственных недостатков, главный из которых — дороговизна (например, услуги доступа при помощи медных линий xDSL обходятся заказчикам значительно дешевле). Абонентская плата у Hughes может составить от 40 до 200 долл. в месяц, плюс несколько сотен долларов понадобятся на приобретение оборудования и его подключение.
Аналогичные услуги доступа от Spacenet (второго крупнейшего спутникового провайдера в мире) стоят примерно столько же, но за инсталляцию «тарелок» VSAT придется заплатить уже 1500-2000 долл. — если только клиенты не установят оборудование самостоятельно или не возьмут его в аренду. Некоторым предприятиям спутниковый сервис необходим для обеспечения связи с одним или двумя удаленными филиалами, которые нельзя подключить наземными средствами. Им Spacenet предлагает сервисный пакет, в который входят услуги доступа по xDSL от New Edge Networks. Но на рынке немало и таких заказчиков, которые полностью привержены спутниковым технологиям.
Четыре года назад корпорация Dollar General, владеющая 7300 магазинами, решила соединить их с главным офисом при помощи сервиса VSAT от Spacenet.
Построенная компанией инфраструктура VSAT поддерживает множество полезных приложений, нацеленных на обслуживание дисконтных карт и потребительское кредитование. Кроме того, Dollar General рассматривает возможность использования сервиса IP-телефонии, предоставляемого Spacenet. Поскольку большая часть голосового трафика магазинов торговой сети адресуется главному офису, применение VSAT для нужд телефонии позволит их владельцам сэкономить немалые деньги.
Правда, спутниковые сигналы проходят долгий путь на орбиту высотой 35 тыс. км и возвращаются на Землю с задержкой минимум четверть секунды, и это особенно заметно при голосовых вызовах. Но подобные задержки характерны и для сотовых телефонных сетей, что вовсе не приводит к отказу деловых клиентов от использования мобильной связи или голосовой почты (в последнем случае задержка вообще не влияет на качество услуги). Кроме того, на спутниковые сигналы влияет погода (например, установленное соединение может прервать снежная буря), но пока метеорологические помехи не принесли Dollar General ощутимых неудобств. Помимо голосовых служб спутниковые операторы готовы предложить корпоративным заказчикам услуги телевещания и резервирования каналов связи на случай возникновения чрезвычайной ситуации.
Интеграция дополнительных сервисов в сетях передачи данных на основе VSAT может стимулировать применение космической связи в корпоративной среде, но вряд ли приведет к радикальному росту рынка спутниковой связи, на который надеялись провайдеры в прошлом году. «Пользователь, у которого нет иного выбора, кроме космической связи, — вот их лакомый кусочек», — отмечает Бау.