В апреле 2002 года компания Arbyte подписала партнерское соглашение с LANDesk Software, а в январе 2003 года получила статус Expert Solution Provider, став официальным представителем этого вендора на отечественном рынке. К настоящему времени решения LANDesk обслуживают более 25 тыс. персональных компьютеров и серверов в сетях заказчиков из России и других стран СНГ.
Продукты и решения
LANDesk Software специализируется на интегрированном программном обеспечении для управления настольными ПК, ноутбуками и серверами. Компания была образована в 1985 году в Солт-Лэйк-Сити (США) и поначалу называлась LAN Systems. В 1991 году она была приобретена Intel и стала подразделением Кремниевой корпорации. В течение последующих 11 лет продукты LANDesk успешно развивались. Так, решения Intel LANDesk Server Manager и Intel LANDesk Client Manager поставлялись в составе серверов и материнских плат Intel, а система Intel LANDesk Management Suite продавалась как самостоятельный продукт. 18 сентября 2002 года подразделение LANDesk было выделено в самостоятельную фирму, и с тех пор ее оборот увеличился более чем в два раза. LANDesk Software поставила на мировой рынок свыше 250 млн лицензий на свое ПО.
Программный комплекс Management Suite является флагманским продуктом LANDesk. Он предназначен для централизованного управления ПК и серверами в сложных сетевых средах. Базовый функционал решения включает в себя сбор и поддержание актуальных данных об ИТ-активах, поддержку пользователей, управление приложениями и развертывание операционных систем.
Система инвентаризации активов обеспечивает сбор и актуализацию информации о компьютерном парке, а также генерацию настраиваемых отчетов об использовании вычислительной техники. В отчеты можно внести данные о конфигурации компьютеров и все изменения, связанные с обновлением программной и аппаратной части эксплуатируемых ПК. При вводе инвентарной информации поддерживаются добавление новых атрибутов и возможность логического объединения компьютеров в группы по заданным параметрам (таким как тактовая частота процессора, объем оперативной памяти и др.). LANDesk Management Suite обнаруживает не только компьютеры, но и другие сетевые устройства, имеющие собственный IP-адрес, включая принтеры, маршрутизаторы, точки радиодоступа и средства IP-телефонии.
Management Suite поддерживает развитый инструментарий управления лицензиями ОС и средства для их установки на новые и действующие ПК. Механизмы управления прикладным ПО позволяют оперативно устанавливать, удалять или восстанавливать пользовательские приложения, автоматически устанавливать свежие дополнения. Например, для инсталляции операционной системы (с сохранением данных) на один или группу ПК достаточно назначить задачу в планировщике LANDesk.
«Вся процедура занимает менее 10 мин. Во многом этого удалось добиться благодаря запатентованным разработкам, таким как LANDesk Targeted Multicast», — рассказывает технический директор проекта LANDesk компании Arbyte Антон Ступин. В этой технологии используется специальный клиент-ретранслятор, который обеспечивает максимальную эффективность одновременной пересылки больших пакетов приложений или ОС на множество ПК без перегрузки сети и необходимости перенастройки сетевого оборудования.
В пакет Management Suite также входит большой набор дополнительных модулей. Так, System Manager обеспечивает мониторинг производительности компонентов ИТ-инфраструктуры в режиме реального времени. Модуль Server Manager поддерживает высокий уровень доступности серверного оборудования за счет расширенного мониторинга производительности и реконфигурирования. Patch Manager автоматизирует оценку уязвимостей, их исправление и последующее управление «заплатками» на всех компьютерах, включенных в сеть. Handheld Manager служит для развертывания ПО и инвентаризации КПК при помощи средств, оптимизированных для коммутируемых или низкоскоростных соединений (таких как GSM или GPRS).
Продуктовая линейка LANDesk также включает в себя Instant Support Suite — решение для безопасного дистанционного управления компьютерным парком через Internet. Производитель гарантирует отсутствие конфликтов между Instant Support Suite и используемыми приложениями, в том числе на базе платформ SAP и Lotus. Кроме того, Instant Support Suite не требует обязательной предварительной установки агента на поддерживаемые ПК и дополнительных вложений в расширение каналов связи.
LANDesk ежегодно выпускает не менее одной версии продукта Management Suite и несколько технических релизов. В декабре 2004 года компания представила версию 8.5. В состав обновленной платформы, в частности, входит модуль LANDesk Security Suite. Он предназначен для управления обновлениями, защиты от шпионского ПО и спама, анализа потенциальных угроз, обнаружения и блокирования работы несанкционированных приложений, а также управления доступом.
Два года в России
Стратегия Arbyte на отечественном рынке подразумевает прямые поставки продукции LANDesk конечным заказчикам и взаимодействие с системными интеграторами. Подводя итоги двухлетней работы компании, руководитель направления программного обеспечения Arbyte Наталья Калиманова сообщила: с момента объявления о начале продаж Arbyte осуществила ряд крупных проектов, связанных с внедрением систем LANDesk Management Suite и Instant Support Suite в компаниях, банках и на предприятиях СНГ, таких как «Силовые Машины», «Сургутнефтегазбанк», «Гипротюменьнефтегаз», «КазахОйл Актобе», ЦБ Армении и др.
«В теории и на практике эффективность решений LANDesk не вызывает сомнений», — говорит Калиманова. По ее расчетам, до внедрения продуктов LANDesk в сети из 1,5 тыс. ПК суммарные годовые затраты на оплату труда системных администраторов, проведение инвентаризации и обновление ПО составляют 295 тыс. долл. в год. А после внедрения программных средств LANDesk затраты сокращаются до 114,2 тыс. долл. Средний расчетный срок окупаемости подобного проекта не превышает одного года, а число сотрудников, обслуживающих корпоративную ЛВС, снижается с 14 до пяти человек.
Расчеты Калимановой подтверждаются оценками IDC. Специалисты этой компании утверждают, что благодаря росту производительности труда пользователей ПК, сокращению времени простоя вычислительных мощностей и снижению временных затрат на решение административных задач предприятия, внедрившие LANDesk Management Suite 8, экономят до 1,1 млн долл. ежегодно. В расчете на компанию, имеющую 100 рабочих мест, эта экономия составляет до 22,9 тыс. долл. в год.
Показателен пример из отечественной практики: руководство «Транскредитбанка» предложило специалистам Arbyte автоматизировать управление парком своих серверов и рабочих станций. Московский фрагмент информационной инфраструктуры банка насчитывал 500 ПК, и еще столько же компьютеров использовались в его региональных отделениях. Пользователи нуждались в регулярном обновлении ОС и прикладного ПО. Кроме того, требовалось организовать прозрачную систему инвентаризации программно-аппаратных средств, принадлежащих банку.
Для решения поставленных задач Arbyte задействовала программный пакет LANDesk Management Suite. В ходе работ по его развертыванию потребовался всего один специалист. Инсталляция системы в центральном офисе и московских филиалах «Транскредитбанка» была выполнена за один день. Внедрение LANDesk Management Suite обеспечило десятикратное сокращение времени отклика на локализацию и решение проблем сотрудников банка, связанных с эксплуатацией вычислительной техники. На 60% сократилось время простоя ПК при обновлении программных продуктов на рабочих местах.