В третий раз за последние пять лет принят очередной документ, определяющий порядок государственного надзора за деятельностью в области связи. Среди таких документов было и скандально известное Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2000 года, установившее, в частности, новые правила финансирования деятельности управлений по надзору за связью и информатизацией в субъектах РФ.
В соответствии с этими правилами организации, предоставляющие услуги в области связи и информатизации, должны были делать ежемесячные отчисления в пользу надзорного органа. Их размеры зависели от доходов операторов связи и провайдеров ИТ-услуг, что закреплялось в лицензионных условиях. Само «Положение о государственном надзоре за связью и информатизацией в Российской Федерации» было весьма лаконичным. Например, число объектов надзора ограничивалось шестью, а перечень прав лиц, осуществляющих надзор, состоял из семи пунктов.
Попытки опротестовать эти положения в Верховном суде РФ ни к чему не привели. Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2004 года упомянутое Положение было практически полностью сохранено, но его одиозные пункты, касающиеся финансирования органов Госсвязьнадзора за счет третьих лиц, оказались аннулированными. Это изменение было проведено в духе последовавшего чуть позднее Постановления Правительства от 13 июля того же года, отменившего действие ряда прежних норм Правительства РФ и Совета Министров СССР в связи с выполнением ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год». В частности, были существенно ограничены легальные возможности «самофинансирования» государственных органов, имеющих надзорные, регулирующие и правоприменительные функции.
Новый «Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 года, значительно отличается от предыдущих документов. Значительно расширен и детализирован перечень проверок. Теперь контролируются:
- соблюдение требований к построению сетей электросвязи и почтовой связи, требований к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей/сооружений связи;
- соблюдение операторами связи требований к пропуску трафика и его маршрутизации;
- соблюдение порядка распределения ресурсов нумерации единой сети электросвязи РФ и использования этих ресурсов операторами связи;
- выполнение требований к присоединению сетей электросвязи к ССОП, в том числе условий присоединения;
- использование в сети связи общего пользования, технологических сетях и сетях связи специального назначения (в случае их присоединения к ССОП) средств связи, прошедших обязательную сертификацию;
- выполнение операторами связи требований к управлению сетями связи;
- выполнение операторами связи требований к защите сетей/сооружений связи от несанкционированного доступа и защите передаваемой по ним информации;
- выполнение операторами связи требований к внедрению системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ);
- соблюдение потребителями порядка использования радиочастотного спектра, норм и требований к параметрам излучения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;
- соблюдение пользователями радиочастотного спектра условий, установленных при выделении полосы радиочастот, присвоении радиочастоты или радиочастотного канала;
- выполнение операторами связи правил оказания услуг связи.
Контроль над соблюдением законодательства РФ о лицензировании в области связи включает в себя проверки соблюдения условий, установленных в лицензиях на осуществление операторской деятельности. Кроме того, должны выявляться лица, осуществляющие возмездное оказание услуг связи без соответствующих лицензий.
Впервые регламентируются плановые и внеплановые мероприятия, нацеленные на контроль над операторами связи и провайдерами ИТ-услуг. Плановые мероприятия могут проводиться в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию на оказание услуг связи, или лица, осуществляющего деятельность в области связи на территории одного субъекта РФ, не чаще одного раза в два года.
Проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию на оказание услуг связи на территории нескольких субъектов РФ, могут осуществляться в том объеме и в те сроки, которые позволяют за два года провести мероприятия по контролю во всех филиалах поднадзорной компании. При этом одно сооружение связи не может проверяться чаще, чем один раз за два года.
Первое плановое мероприятие по проверке оператора связи проводится не ранее чем через год после начала эксплуатации сети/сооружения связи, а также по истечении трех месяцев после указанной в лицензии даты начала оказания услуг связи, если к тому времени эксплуатация сети/сооружения связи еще не осуществляется. Последняя плановая проверка оператора связи проводится не позднее, чем за семь месяцев до окончания срока действия лицензии. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся для проверки устранения поднадзорными организациями ранее выявленных нарушений.
При проведении мероприятий по контролю осуществляются:
- анализ документов, в которых должно отражаться выполнение требований в области связи и/или лицензионных условий;
- необходимые измерения параметров сетей и информационных систем специальными техническими средствами, в том числе интегрированными в контролируемые системы (средства) связи;
- запись показаний специальных технических средств, в том числе сигналов контролируемых источников излучений, и оформление этих показаний в соответствии с законодательством РФ;
- анализ схем построения сетей/сооружений связи, направлений пропуска трафика и маршрутизации вызовов, в том числе по результатам контрольных вызовов и данных коммутационного оборудования;
- анализ условий присоединения сетей электросвязи и (при необходимости) организация экспертизы этих условий.
При проведении планового контроля юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, пользователь радиочастотного спектра, владелец радиоэлектронного средства или высокочастотного устройства должны быть уведомлены об этом не позднее, чем за пять дней до начала мероприятия.
Для проведения испытаний (измерений) оператор связи или владелец технологических сетей связи, а также сетей связи специального назначения, присоединенных к ССОП, обязан предоставить по требованию должностных лиц контрольного органа все необходимые информацию, оборудование и испытательную аппаратуру (средства измерений), обеспечить доступ к точкам испытаний и проведение самих испытаний в сетях/сооружениях связи. По результатам мероприятия, в том числе дистанционного контроля, составляется акт в двух экземплярах.
Если мероприятия по контролю, в том числе дистанционному, выявляют нарушение требований в области связи либо лицензионных условий на осуществление операторской деятельности, ФСНСС или ее территориальный орган выдает предписание о необходимости их устранения в установленные законом сроки.
Андрей Баутов (anb_main@mail.ru) — независимый автор