Группа компаний Verysell завершила масштабную программу диверсификации бизнеса, реализация которой началась еще в 2000 году.
Главный показатель успешности преобразований — рост оборота Verysell. По словам председателя координационного совета группы компаний Михаила Краснова, в 2004 году он достиг 370 млн долл. — без учета внутрихолдинговых операций. Таким образом, рост объем продаж товаров и услуг за последний финансовый год составил 42,3% (260 млн долл. в 2003 году), практически вдвое опередив усредненную динамику развития отечественного ИТ-рынка.
Еще один результат диверсификации бизнеса заключается в том, что теперь основную часть доходов и прибыли формирует не дистрибьюторское, а сервисное направление деятельности.
В обороте холдинга доля услуг ИТ-консалтинга и системной интеграции сейчас равна 58% (доля Verysell Distribution — всего 42%). А с точки зрения маржинальности эти два новых направления бизнеса превосходят старую добрую дистрибуцию почти на порядок: в 2004 году они принесли холдингу свыше 80% прибыли. И по темпам развития сервисные подразделения Verysell IT Project и Verysell IT Services существенно опережают блок Verysell Distribution, ведь еще в 2003 году соотношение доходов от продаж и от оказания ИТ-услуг составляло 50/50.
Примечательно, что Verysell остается едва ли не единственным в стране крупным ИТ-холдингом, ориентированным на нужды телекоммуникационного рынка. Такая фокусировка, как утверждает директор подразделения Verysell IT Project Алексей Терентьев, не была самоцелью. Она стала результатом активной работы на рынке компании Verysell Telecom, на базе которой и сформировано нынешнее проектное подразделение холдинга. В свое время эта фирма была признана ОАО «Связьинвест» в качестве «аккредитованного» системного интегратора, что позволило ей получать весомые заказы на строительство мультисервисных сетей, инфраструктуры центров обработки данных и «последней мили», радиорелейных магистральных каналов и др.
Телекоммуникационные операторы отличаются от других категорий заказчиков тем, что реализуемые ими проекты характеризуются технической сложностью. Поэтому в бизнесе Verysell IT Project все большую роль стали играть услуги технической экспертизы и предпроектного анализа, и все меньшую — поставки и пуско-наладка оборудования.
По оценкам Терентьева, в его департаменте распределение выручки от услуг консалтинга по отраслям таково: 70% приходятся на операторов связи и по 15% — на нефтегазовый сектор и госзаказчиков. Отраслевая структура совокупного оборота Verysell IT Project (вместе с поставками и интеграцией оборудования и ПО) почти не отличается от приведенного среза по сервисам: порядка 60% формирует телеком-индустрия, 18% — нефтегазовые компании, 14% — государственный сектор и 6% — предприятия прочих отраслей. Однако любопытно, что самый крупный в денежном отношении проект 2004 года (поставка и инсталляция оборудования Lucent CDMA-450 в петербургской сети «Дельта-Телеком») попал в «копилку» Verysell не с помощью «Связьинвеста», а благодаря сотовому оператору «Скайлинк».
Некоторые значимые отрасли отечественной экономики оказались не охваченными деятельностью Verysell IT Project. Поскольку одной команде специалистов невозможно сконцентрироваться сразу на всех направлениях и бизнес-задачах, в составе холдинга выделилось третье подразделение (второе в сервисном сегменте). Оно изначально позиционировалось на управленческом консалтинге, внедрении информационных систем класса ERP, реинжиниринге бизнес-процессов и автоматизации управления имуществом. Подразделение Verysell IT Services, образованное из некогда самостоятельных фирм Enterprise One, «Иконтри» и V 6, стало «точкой входа» для таких заказчиков, как промышленные предприятия, торговые сети и транспортные компании.
Подобные клиенты, как правило, не располагают большим штатом собственных ИТ-сотрудников, а потому больше других нуждаются во внешних услугах ведения проектов. Технологическая экспертиза проектов, системная интеграция и создание решений «под ключ» также отдаются на исполнение департаменту Verysell IT Project в рамках внутреннего договора субподряда. Вместе с тем Verysell сумел реализовать за год 35 чисто консультационных проектов, которые оказались особенно востребованными в торгово-закупочной сфере.
Руководители холдинга долго не могли ответить на вопрос журналистов о прошлогоднем обороте дочерней структуры Verysell IT Services, хотя в конце концов все же сошлись на сумме 4,5 млн долл. Конечно, на фоне 210,5 млн долл., заработанных Verysell IT Project, и даже 155 млн долл., полученных от дистрибуции, эта цифра выглядит очень скромно. Но ее нельзя отождествлять с общим объемом услуг консалтинга, предоставленных Verysell в 2004 году, ведь около четверти доходов проектного департамента, по признанию Терентьева, приходится на работу консультантов.
Дистрибьюторскую фирму Verysell Distribution можно назвать сегодня «нелюбимой падчерицей» материнской структуры. В июле-ноябре минувшего года она пережила достаточно болезненную процедуру слияния с подразделением Verysell IT-Express, специализировавшимся на поставках коробочной продукции. В результате этого, а также постепенного падения маржи по большинству продуктовых линеек Verysell Distribution добилась только 20-процентной прибавки оборота. «Это не тот результат, который мы хотели бы видеть», — констатировал Михаил Краснов.
Однако при существующей расстановке сил между продуктовыми направлениями ничего другого ожидать не приходится. Дело в том, что 40% продаж этого подразделения обеспечивает низкодоходная компьютерная периферия (принтеры, мониторы, ИБП), примерно четверть — компьютеры и серверы на базе архитектуры Intel, и 8% — программные решения (преимущественно от Microsoft и Novell). Высокоприбыльные RISC-серверы и системы хранения данных дают 18% оборота, а сетевое оборудование — только 7%.
В текущем году на приоритетное развитие дистрибьюторского бизнеса будут брошены значительные материальные и людские ресурсы группы Verysell. Руководство холдинга поставило перед соответствующим подразделением задачу превзойти по темпам прироста доходов отметку 30%. Добиться таких результатов можно, по мнению управляющего партнера Verysell Distribution Юрия Ходоса, лишь за счет расширения продуктовых линеек и развития сервисов с добавленной стоимостью. Движение в этом направлении началось в прошлом году. Дистрибьюторское подразделение Verysell заключило контракты с рядом новых вендоров, в частности с Fujitsu-Siemens Computers, Legato EMC и Veritas Software.
Никаких существенных изменений в поставляемых линейках сетевого оборудования в ближайшие месяцы не предвидится. Как утверждает Юрий Ходос, портфель телекоммуникационных продуктов в верхнем и среднем ценовых сегментах его компанию полностью устраивает. Обнадеживающие результаты показывает и линейка универсальных продуктов Avaya IP Office. В нижней «весовой категории» весьма перспективно сотрудничество с китайской фирмой D-Link, хотя о заключении дистрибьюторского соглашения речь пока не идет.
Завершая пресс-конференцию, Михаил Краснов озвучил стратегические цели группы компаний на 2005 год. Во-первых, Verysell должна выйти на уровень доходов 430-470 млн долл., во-вторых, увеличить свою капитализацию, а в-третьих, сосредоточиться на развитии самых прибыльных направлений деятельности. В новые рыночные ниши решено пока не выходить.