«Северо-Западный Телеком» еще не исчерпал резервов роста за счет традиционной телефонии
Крупнейший оператор связи на северо-западе России «Северо-Западный Телеком» (СЗТ) подвел предварительные итоги 2004 года и обнародовал планы дальнейшего развития бизнеса. Компания, имеющая на региональном рынке услуг местной связи долю 76%, а на рынке услуг дальней связи — 69%, продолжает стремительно наращивать обороты.
ПО МНЕНИЮ Олега Попова, инвестиции в размере 5 млрд долл. позволят СЗТ сохранить занимаемые доли рынка в сегментах дальней и местной телефонной связи с учетом общего роста объемов услуг |
Ожидается, что по итогам завершившегося года выручка СЗТ (с учетом чистой прибыли присоединенных компаний «Ленсвязь» и «Связь Республики Коми») составит 17,6 млрд руб. В наступившем году этот показатель должен вырасти на 15% и достигнуть 20,1 млрд руб. Чистая прибыль вырастет в меньшей степени (примерно на 7%) и предположительно составит не менее 1,45 млрд руб.
Стоит отметить, что в течение 2004 года данный показатель уже пересматривался в сторону повышения: сначала в бюджете на 2004 год планировалось получить 0,9 млрд руб. чистой прибыли, затем (после пересмотра бизнес-плана советом директоров) — 1,1 млрд руб., а благодаря присоединению к СЗТ двух новых филиалов ожидается консолидированная чистая прибыль в размере 1,35 млрд руб. «Это на 12% больше, чем в позапрошлом году», — сообщила Венера Хуснутдинова, заместитель генерального директора по экономике и финансам «Северо-Западного Телекома». Благодаря поглощению операторов «Связь Республики Коми» и «Ленсвязь» консолидированная выручка СЗТ за прошлый год увеличилась на 3,4 млрд руб. (24%), прирост абонентской базы составил 707 тыс. номеров (20%), а объем освоенных инвестиций — 1,1 млрд руб. (29%).
Всего на текущий год СЗТ планирует инвестировать в различные проекты около 5 млрд руб. Значительная часть (44%) вложений пойдет на ввод в эксплуатацию более 360 тыс. телефонных номеров, из которых примерно 260 тыс. будут использованы для замены морально устаревшего оборудования, а 100 тыс. — для подключения новых абонентов. Средняя стоимость ввода одного абонентского порта, согласно заявлениям руководства СЗТ, составит порядка 200 долл. Около 17% от общего объема капиталовложений будут направлены на развитие услуг передачи данных, доступа к Internet, широкополосной инфраструктуры «последней мили».
По словам коммерческого директора «Северо-Западного Телекома» Олега Попова, эти инвестиции позволят региональному монополисту сохранить занимаемые доли в сегментах дальней и местной телефонной связи с учетом общего роста объемов услуг. А в области выделенного доступа к Internet СЗТ намерена существенно потеснить конкурентов. В целом по сервисам документальной электросвязи компания контролирует 29% рынка — при том, что региональные филиалы в субъектах Северо-Западного округа занимают доминирующие позиции в сфере коммутируемого доступа. В самом же Санкт-Петербурге СЗТ как Internet-провайдер не очень популярен (менее 10% поставляемых услуг).
Несмотря на явное желание руководства компании развивать «нетрадиционные» услуги (доступ к сетям передачи данных, IP-телефония, ISDN, IN и IP VPN), их доля в суммарном доходе СЗТ до сих пор не превышала 4,4%, а за нынешний год должна увеличится лишь до 4,8%. Из таких услуг первой по значимости для бизнеса является организация доступа в Internet. В свою очередь, в этой группе сервисов доминируют технологии dial-up (88%), а на выделенные линии приходятся 12% выручки.
На 1 октября 2004 года СЗТ обслуживала с помощью технологии dial-up 430 тыс. пользователей (из них в Санкт-Петербурге проживают около 250 тыс.), а на базе выделенных каналов —1500 абонентов. Такая структура абонентской базы продиктована ориентацией компании на работу с массовым клиентом. В то же время монополист телекоммуникационного рынка планирует активно развивать услуги широкополосного доступа во всех своих региональных филиалах.
На рынке ADSL-доступа компания начала действовать лишь недавно. «В прошлом году смонтировано около 5 тыс. портов ADSL, — говорит Олег Попов. — В нынешнем предполагается существенно дооснастить установленные концентраторы трафика DSLAM и резко увеличить количество инсталлированных абонентских портов. Кроме того, мы собираемся выйти на массовый рынок с ?коробочным? продуктом».
В северной столице СЗТ не оказывает услуг ADSL-доступа, хотя и имеет все необходимое оборудование. Здесь лидирующие позиции (примерно 10 тыс. абонентов) занимает компания Web Plus, которая имеет «родственные» связи с СЗТ. Дело в том, что «Северо-Западный Телеком» является одним из крупнейших акционеров холдинга «Телекоминвест», который, в свою очередь, контролирует Web Plus. А «близким родственникам» конкурировать друг с другом попросту бессмысленно.
Уместно добавить, что рентабельность услуг доступа к Internet была одной из самых высоких среди основных видов коммерческой деятельности оператора (примерно 30%). Местная связь обеспечивает 24% рентабельности, междугородняя/международная связь — 23%, а услуги присоединения и пропуска трафика — 38%.
Еще одним перспективным направлением деятельности, доходы от которого быстро растут, является IP-телефония. За последние 12 месяцев трафик VoIP вырос в 2,7 раза. В результате через IP-сети передаются более 10% всего голосового трафика СЗТ.
Вместе с тем крупнейший оператор Северо-Запада планирует отказаться от одного из видов бизнеса, считающегося в нашей стране очень перспективным. Это сотовая связь, которая требует больших вложений и привлечения значительных ресурсов в ущерб другим сферам деятельности компании. Совет директоров СЗТ принял решение о выходе из состава акционеров ЗАО «Вологодская сотовая связь», ОАО «Калининградские мобильные сети» и ОАО «Теле-Норд», после чего акции этих сотовых фирм были проданы. По словам Николая Бредкова, директора по корпоративному управлению «Северо-Западного Телекома», продажа этих активов принесла хорошую выгоду. Сейчас оценивается стоимость бизнеса «Артелеком Сотовая» с целью выработки окончательной схемы его вывода из структуры архангельского филиала СЗТ.