Одним из открытий прошедшего в московских Лужниках рок-фестиваля «Крылья» стал SMS-чат, организованный компанией WMConsulting
С ПОЯВЛЕНИЕМ интеллектуальных SMS-приложений у сегодняшней молодежи остается все меньше времени на «живое» общение с музыкантами

Впервые SMS-чат действовал на крупнейшем российском фестивале open air. Четыре расположенных на площадке проекционных экрана транслировали происходящее на музыкальной сцене, а в их нижней части высвечивались отправленные с помощью SMS высказывания зрителей по самым разным поводам.

За ярким насыщенным днем фестивального действа стоит многодневная работа различных служб, но мы коснемся лишь принципов организации новой эффектной системы экранного SMS-интерактива. Благодаря ей зрители получили возможность подать свой голос за музыкальных кумиров в «прямом эфире», и итоги голосования отображались в виде бегущей строки на огромных мониторах. Чтобы это действо прошло успешно, организаторам фестиваля пришлось не только установить программно-аппаратный комплекс, но и решить массу организационных задач с провайдерами услуг сотовой связи и Internet.

Программно-аппаратный комплекс для реализации экранного SMS-интерактива «обкатывался» еще весной на московских клубных площадках и различных корпоративных мероприятиях. Он включает в себя несколько логических блоков: подсистемы транспорта, бизнес-логики и визуализации. Кроме того, был разработан набор дополнительных модулей, реализующих интерфейсные и служебные функции, например автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора системы управления визуализацией, АРМ модератора SMS-чата, АРМ оператора мобильных приложений (лотереи, викторин, голосований и др.), интерфейс статистики.

Транспортная часть системы, отвечающая за доставку SMS на сервер провайдера чата, может быть реализована двумя способами: с прямым подключением к SMS-центру (SMSC) сотовых операторов либо использованием специальных GSM-терминалов. Первое решение и нашло применение на фестивале.

Подключение через Internet (или выделенный канал) по протоколу SMPP непосредственно к инфраструктуре центров обработки коротких сообщений SMS операторов сотовой связи позволило наладить высокую скорость обмена сообщениями и благополучно справиться с пиковыми нагрузками. Они достигали десятков сообщений в секунду на каждый четырехзначный номер мобильных операторов. Организаторам пришлось предварительно договариваться с каждым оператором по отдельности, покупая у него номера, причем так, чтобы они оказались одинаковыми для всех вариантов SMS-голосования. Дополнительная проблема состояла в том, что сообщения на короткие номера операторов тарифицируются дороже обычных SMS.

Более простой с организационной точки зрения вариант предполагал использование GSM-терминалов. Суть метода состоит в подключении к рабочей станции провайдера чата одного или нескольких (как правило, до четырех) специализированных устройств GSM, которые отличаются от обычного телефона поддержкой стандартных AT-команд модемов, гибкостью настройки и высокой надежностью. В GSM-терминалы вставляются обычные SIM-карты, благодаря чему общение с абонентами может идти с помощью «длинных» федеральных номеров и по стандартным тарифам операторов сотовой связи.

Наиболее существенные недостатки такого подхода — невысокая надежность, ведь короткие сообщения поступают на терминалы «по воздуху», а время доставки сильно зависит от загруженности локальных базовых станций сотового оператора. Пиковая производительность устройств тоже не слишком высока и составляет 600 сообщений в час, хотя в ряде случаев модем удается «разогнать» примерное вдвое больше.

Главные преимущества — «локальность» и автономность системы. Ее можно развернуть в любом регионе страны без предварительных соглашений с сотовым оператором, а кроме того, нет необходимости в подключении к Internet. Все что нужно провайдеру услуг — это «черный ящик» в виде ноутбука и пары дополнительных устройств.

Подсистема бизнес-логики помимо очевидных задач реализации пользовательского функционала (обеспечения чатов, передачи фото через MMS, голосований, розыгрышей и лотерей) отвечает за фрод-менеджмент. Она служит для пресечения попыток мошенничества при голосованиях и розыгрышах призов, проведении специальных викторин с временными ограничениями и решает ряд служебных задач, включая распознавание сообщений, поддержку разных версий кодировки кириллицы на сотовых телефонах и др. Модульный характер подсистемы позволяет легко добавлять и модифицировать функциональные возможности.

Подсистема визуализации размечает (макетирует) проекционный экран. Как правило, на таких массовых мероприятиях, как фестиваль «Крылья», экран делится на несколько активных областей, в которых могут одновременно отображаться работающие приложения. Например, в верхней части экрана высвечивается бегущая строка с анонсом или инструкцией, в середине — SMS-чат, внизу справа — фотоголосование, а слева — результаты розыгрыша лотерей. При этом каждое окно-приложение можно «развернуть» до размера всего экрана. И, конечно же, во время культмассовых мероприятий нужно «оживлять» экран, т. е. показывать заранее подготовленные видео- и анимационные ролики, в том числе рекламного характера. Такая опция тоже предусмотрена в системе WMConsulting.

Общая архитектура и инструментарий системы основаны на современных продуктах и технологиях Microsoft — .Net, XML, серверах XML и SQL. Это обуславливает ее масштабируемость и легкость интеграции практически в любое ИТ-окружение.

Константин Преображенский (etika@list.ru) — координатор проекта «Этика.ру»


О свободе самовыражения

За 12 часов фестиваля на сервер SMS-чата поступило 5673 сообщения. Среди них было 826 признаний в любви, 12 предложений выйти замуж (жениться), два согласия на эти предложения и только один отказ.

Свобода SMS-слова на «Крыльях» не была абсолютной: чат, конечно же, модерировался, но достаточно умеренно, чтобы не разрушить хрупкое равновесие между правилами приличия и эмоциональным накалом рок-фестиваля. Радует, что самые популярные слова чата все-таки несли в себе позитивный заряд: это «Крылья», «Rulez» (в смысле «рулит»), «Forever», «Привет» и «Люблю». Надо сказать, 455 сообщений, содержащих нецензурную лексику, были заблокированы.

Модуль статистики позволил проанализировать музыкальные пристрастия зрителей, участвовавших в SMS-общении через проекционные мониторы. Самыми популярными группами оказались «Звери», «Ария», «Алиса», «Король и Шут» и «Пилот».