Столичное правительство ищет способ привлечь западные компании в качестве инвесторов собственных ИТ-проектов.
Москва по-прежнему претендует на роль законодательницы мод в области построения электронного правительства. Правда, ее лидерство в этом вопросе отнюдь не бесспорно. На карте Российской Федерации уже появились субъекты и города, которые выделяются среди остальных как по уровню информатизации государственных структур, так и по темпам выполнения задач, определенных ФЦП «Электронная Россия». В их числе можно назвать Республику Чувашия, Эвенкийский АО и Краснодарский край. Но в отношении масштабов предстоящих работ и сложности ИТ-проектов в госсекторе Москва явно вне конкуренции.
Как известно, городская целевая программа «Электронная Москва» (ГЦП ЭМ) была утверждена только 15 апреля 2003 года. Начальник Управления информатизации Москвы Сергей Митриков признал, что первые конкурсы в рамках ГЦП ЭМ были проведены минувшей осенью, причем в спешке, дабы не сорвать план уходящего года (читай — освоить выделенный бюджет). Теперь же у исполнителей и координаторов программы появилось время, чтобы поразмыслить и принять осознанный план действий.
28 мая в столице состоялся второй из серии научно-практических семинаров под эгидой ГЦП ЭМ, который был посвящен использованию современных технологий Oracle в управлении городом. Первый из череды семинаров ОАО «Электронная Москва» провело несколько раньше, совместно с корпорацией Microsoft. Как сообщил генеральный конструктор ГЦП ЭМ Юрий Припачкин, до конца года должны пройти такие же мероприятия, организованные совместно с корпорациями Hewlett-Packard и Sun. Целью этих публичных контактов представителей ИТ-бизнеса и органов городского самоуправления является определение наиболее эффективных решений для реализации планов модернизации ИТ-инфраструктуры Москвы. Слушатели из состава ИТ-служб различных организаций и учреждений города должны выносить свои оценки и высказывать мнения о презентуемых технологиях, которые будут учитываться при выборе поставщика на более высоком уровне.
Если не забегать далеко вперед, суть модернизации состоит в создании единой работоспособной инфраструктуры хранения и обработки данных, обеспечения доступа к информации и поддержки безопасных электронных транзакций на базе существующих разношерстных систем, установленных в разных учреждениях. Как подчеркнул Митриков, за последнее десятилетие в столице создано множество ведомственных информационных систем, которые сегодня играют важную роль в управлении городским хозяйством. Поэтому решено не кардинально переделывать используемые ресурсы, а осуществлять их интеграцию на современном технологическом уровне.
Генеральный директор корпорации Oracle в странах СНГ Борис Щербаков (занявший недавно должность вице-президента) полагает, что ее решения наилучшим образом подходят для этого масштабного интеграционного проекта. Во-первых, в активе Oracle — гигантская инсталляционная база предприятий, успешно внедривших у себя те или иные технологии поддержки бизнес-задач (230 тыс. заказчиков по всему миру). Во-вторых, городское хозяйство можно представить в виде территориально распределенного «мегапредприятия», к которому применимы наработанные методики управления и ИТ-решения Oracle. В третьих, большинство разрозненных городских ресурсов Москвы (например, система учета информации об имуществе города, ИС Московской городской думы, ГИБДД, паспортно-визовой службы и ЗАГСов) также базируются на продуктах этого производителя, что должно облегчить их взаимную интеграцию.
Как было объявлено на пресс-конференции, Oracle хочет предложить городским властям целый стек программных технологий нового поколения, которые воплотили в себе концепцию Enterprise Grid (распределенной обработки данных в корпоративной сети) и сервис-ориентированной архитектуры (СОА). Первый из серии продуктов Oracle, отвечающих идеологии grid-вычислений, СУБД Oracle 10g (индекс g означает поддержку технологии grid) стал доступным российским пользователям уже в конце 2003 года. Кроме этой СУБД в новую линейку продуктов входят сервер приложений Oracle Applications 10g, среда разработки приложений Oracle IDS и готовые информационно-коммуникационные приложения типа «Oracle Портал», «Oracle E-mail Сервер» и «Oracle Электронная торговая площадка».
Сервис-ориентированная модель функционирования единой информационной системы Москвы предполагает наличие выделенного оператора, на которого будут возложены обязанности взаимодействия с юридическими держателями ведомственных ресурсов, поддержания работоспособности создаваемой ИТ-инфраструктуры и предоставления государственным органам, представителям бизнеса и населению разных информационных и коммуникационных услуг. В числе прочего Юрий Припачкин предлагает наделить этого оператора функциями по обслуживанию централизованной электронной почты и удостоверяющего центра электронно-цифровых подписей. На роль структуры, управляющей работой ОИС, претендует, конечно же, ОАО «Электронная Москва». Поскольку у ОИС будет единственный хозяин, эксплуатирующий, по сути, обычную корпоративную сеть, оригинальная концепция Enterprise Grid как нельзя лучше вписывается в рассматриваемую бизнес-модель.
ЮРИЙ ПРИПАЧКИН: «Мы собираемся разработать и продавать типовые инновационные решения в другие города, которые решают задачи, схожие с нашими» |
Самое время — перейти в плоскость бизнес-отношений. Оператор ОИС собирается получать доходы за счет продажи информационных сервисов, для чего после запуска системы в коммерческую эксплуатацию планируется сформировать специальный каталог услуг. Бизнес-клиенты и население будут оплачивать фактическое потребление информации, что наверняка предполагает дополнительную инсталляцию модуля учета и тарификации. С государственными органами и бюджетными организациями дело обстоит проще: как следует из доклада Припачкина, они обязаны предусмотреть в своем расходном бюджете новую статью — оплаты информационных услуг оператору ОИС. Расходы на эксплуатацию создаваемой системы, которые нельзя компенсировать за счет предоставления услуг, будут возмещаться из городской казны. Таким образом оператору ОИС (кто бы им ни стал) гарантируется безубыточность.
Но даже это — не самый интригующий пункт московского сценария информатизации государственного управления. Оказывается, будущим поставщикам ИТ-решений для нужд столичного правительства придется взять на себя роль инвесторов проектов. Иными словами, денег за суперсовременные технологии и решения от своего непосредственного заказчика они не получат, потому как «живых» средств на реализацию ГПЦ ЭМ выделяется крайне мало: из предусмотренных на реализацию программы в 2004 году 4 млрд руб. московские власти берутся выделить только 500 млн руб. Недостающую часть исполнителям ГЦП ЭМ предложено как-то «погасить» путем привлечения инвесторов, консолидации ведомственных бюджетов и устранения возможного функционального дублирования ИТ-проектов.
Юрий Припачкин рассказал, что, помимо ознакомления госзаказчиков с информационными технологиями зарубежных компаний, ведется разработка модели инвестиционного участия этих фирм в совместных проектах. Последние, с одной стороны, преследуют благие цели информатизации общества и построения электронного правительства, а с другой — учитывают коммерческие интересы участвующих в них сторон. «Мы собираемся разработать и продавать типовые инновационные решения в другие города, которые решают задачи, схожие с нашими», — заявил генеральных конструктор ГЦП ЭМС. Поэтому рано или поздно Oracle и иже с ним не только вернут затраты на поставку продуктов в рамках московского «госзаказа», но и подсчитают прибыль от иногородних поступлений.
Единственное, что может помешать сбыться столь радужным мечтам, — цена конечного продукта. Если уж московское правительство так тщательно экономит свой бюджет, то в российской провинции получить от местных властей «живые» деньги на реализацию ИТ-проектов куда сложнее. А значит, там предпочтут прежде всего дешевые решения — пусть даже в ущерб их надежности и функциональности. Словом, быть законодателем мод в ИТ-сфере выгодно, но очень рискованно.