Игроки ИТ-рынка дружно проголосовали сами за себя и друг за друга.
Сегодня одной из примет отечественного рынка информационных технологий является стремление его игроков к публичности. Пытаясь сделать собственный имидж более привлекательным для клиентов, компании не только обнародуют свои финансовые успехи, но и активно участвуют в светских мероприятиях.
Церемония награждения наиболее активных участников рынка информационных технологий Professional IT-Internet Awards-2004 задумывалась ее организаторами как одно из главных событий отрасли. Премии вручали в 16 номинациях, среди которых — «Системная интеграция», «Офшорное программирование», «Электронная коммерция», «Культурно-событийная информация и сервисы», «Достижения в области телекоммуникаций», «Web-дизайн», «Системы управления контентом». Все бы хорошо, но подавляющее большинство награжденных составили рекламные и PR-агентства (номинации «Интернет-реклама», «Интернет-маркетинг» и т. п.), что придало церемонии явно выраженную заказную окраску.
Генеральные спонсоры мероприятия — компания On-line Card Technologies, представляющая в странах СНГ новый сервис CASHCARDS.RU, и «Рамблер Интернет Холдинг» — заверили немногочисленных зрителей в адекватности системы голосования и судейства церемонии. На самом же деле о непредвзятости судейства говорить трудно: среди голосовавших в течение месяца на специальном сайте оказались не только журналисты, менеджеры и отраслевые аналитики, но и представители фирм-номинантов. Если принять во внимание, что в голосовании участвовали около 2 тыс. человек, а число сотрудников каждого крупного ИТ-холдинга измеряется многими сотнями, то выводы напрашиваются сами собой.
При определении «лучших из лучших» финансовые показатели номинантов не имели сколько-нибудь весомого значения. Об этом свидетельствует хотя бы то, что победа в номинации «Достижения в области телекоммуникаций» досталась компании «Караван», а она по результатам 2003 года (рейтинг CNews) не вошла даже в первую тридцатку крупнейших телекоммуникационных фирм России. Игроки рынка Internet-услуг призы и вовсе получали «крупным оптом». Например, компания «Актис Системс» победила в номинациях «Web-дизайн», «Web-девелопмент» и «Системы управления контентом», а Index20 завоевала первое место в номинациях «Интернет-реклама», «Интернет-маркетинг» и «Прорыв года».
Если даже оставить за бортом соображения о том, что большинство победителей голосовали сами за себя, риторический вопрос «а судьи кто?» остается открытым. Хотя церемония Professional IT-Internet Awards-2004 проводилась во второй раз, складывалось впечатление, что ее организаторы не имеют представления ни о реальной ситуации на ИТ-рынке, ни о его основных составляющих, ни о том, как проводить честное голосование. Но и это — не главное. Прежде чем вручать призы, нужно определить статус премии. Если это —своеобразный приз зрительских симпатий (клиентских предпочтений), то определять победителей должны заказчики, а участвовать в «соревновании» — крупнейшие компании отрасли.
Безусловно, подобная премия нужна активно развивающейся отрасли. Вот только хотелось бы, чтобы ее номинации адекватно отображали состояние рынка и роли основных его участников. Иначе вручение главной премии в соответствующем сегменте отечественной экономики превратится в веселый междусобойчик.