ЦЕРЕН ЦЕРЕНОВ: «Развитие независимых БД не является верным путем, так как 80% государственных задач находятся на стыке функций разных ведомств» |
СЛЕДУЮЩИЙ год должен стать годом межведомственных проектов, считает Церен Церенов, руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики Министерства экономического развития и торговли РФ. А говорил он об этом на прошедшем в ноябре в Санкт-Петербурге семинаре «ФЦП ?Электронная Россия? и технологии электронного правительства».
Раньше в разных правительственных ведомствах российского правительства и региональных органах власти создавались автономные подсистемы. Они позволяли решать определенные задачи, но исключительно внутриведомственного характера. В результате, по словам Церенова, образовался «феодализм в области баз данных». Разумеется, такой путь нельзя назвать верным, поскольку 80% задач, решаемых государством, находятся на стыке функций различных ведомств. «Информационные технологии должны обеспечивать полноценный обмен информацией между различными государственными структурами», — подчеркнул Церен Церенов.
ИТ против лжеэкспортеров
Недостаток комплексного подхода к информатизации ярко проявляется в процедуре возврата НДС при экспорте продукции. Факт пересечения границы экспортируемым товаром фиксирует Государственный таможенный комитет, а решение о возврате экспортеру налога на добавленную стоимость принимает Министерство по налогам и сборам. Между тем ГТК и МНС — богатые ведомства, хорошо оснащенные компьютерной техникой и ПО. Однако работающие в этих госструктурах информационные системы решают преимущественно внутренние задачи и не приспособлены для обмена данными между таможенниками и налоговиками.
Нестыковкой данных часто пользуются «лжеэкспортеры», безосновательно требуя у государства возврата НДС. Они специально (и зачастую успешно) запутывают следы перемещения своих товаров. Без налаженной автоматизированной системы обмена данными между ГТК и МНС выявить их крайне сложно: cлишком много информации необходимо вводить и обрабатывать вручную. В то же время настоящие экспортеры из-за длительных проверок ждут возврата НДС до года вместо положенных по закону трех месяцев.
Важность решения данной проблемы межведомственного взаимодействия сложно переоценить. В следующем году начнется реализация проекта, который обеспечит информационный обмен между ГТК и МНС. По предварительным расчетам, уже на начальном этапе его реализации объем «лжеэкспорта» сократится на 20%, а государство получит десятки миллиардов рублей в год в виде НДС. Убытки предприятий, реально экспортирующих свою продукцию, вероятно, также существенно сократятся.
В следующем году стартуют и другие проекты, предполагающие совмещение ведомственных баз данных. Предполагается построить шлюзы информационных систем ЗАГСа и ЖКХ, Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству и Госкомстата РФ. Намечено опытное тестирование систем регистрации недвижимости и земельных участков, построенных по единому принципу.
Стандартизация информатизации
Прежде чем совмещать различные базы данных, нужно определиться с едиными стандартами построения информационных систем. Например, в одних БД фамилия, имя и отечество гражданина записываются в одно поле, а в других — в три. Вроде бы особой проблемы нет, но даже в этом случае автоматическое совмещение баз данных невозможно.
В рамках создания единых принципов осуществляется разработка концепции электронных административных регламентов (ЭАР). По словам Церена Церенова, она должна завершиться к концу 2003 года. Одновременно решаются еще более важные задачи — определения целей внедрения ИС и отстройки «бизнес-процессов». Без этих ориентиров и решения множества организационных проблем сама офлайновая деятельность государственных органов становится бессмысленной, не говоря уже об информационной составляющей. «Без административной реформы, которая уже началась, мы получим автоматизацию хаоса», — утверждает Церен Церенов.
Ведется и работа над созданием единой структуры управления для всех регионов Российской Федерации. На доработку концепции электронного правительства, законодательных актов и обкатку информационных систем отводится еще один год. Масштабное промышленное внедрение готовых систем начнется в 2005 году.
Профилактика злоупотреблений
Однако решение многих внутриведомственных задач с помощью информационных технологий возможно прямо сейчас. Например, в регионах востребованы системы электронных закупок. «Задача перевести к 2004 или 2005 году все торги, которые осуществляют госструктуры, в электронную форму перед нами не стоит. Но анализировать все конкурсы с помощью информационных систем нужно уже сегодня. Такая деятельность является неплохой профилактикой злоупотреблений чиновников», — добавляет Церен Церенов. Он рассказал о поучительном случае: две государственные структуры, закупавшие одинаковую мебель одной компании, с помощью ИС смогли легко выявить существенный разброс цен на эти товары у поставщиков — он достигал 80%.
Несложно предположить, что компаниям, участвующим в разработке единых стандартов и приступившим к реализации пилотных проектов, достанутся в ближайшие годы многие госзаказы. На семинаре, который провело в Санкт-Петербурге Министерство экономического развития и торговли, выступали представители фирм Digital Design, «КомпьюЛинк», «Русский Регистр», «АНД Проджект», «Парус», BCC, «Комита» и IBS. Два проекта, реализуемые в Минэкономразвития, уже близки к завершению. «КомпьюЛинк» создает электронные административные регламенты для данного ведомства, а Digital Design внедряет систему электронного документооборота на базе собственного программного продукта DocsVision 2.0.