Минсвязи ратует за модернизацию ФЦП «Электронная Россия».
Третья международная выставка «ИнфоКом-2003», несмотря на идеологическое сходство с ее предшественницей, все-таки отличалась от нее в организационном плане. Надо отдать должное устроителям: они постарались максимально разнообразить это достаточно скучное планово-отчетное мероприятие, посвященное результатам выполнения ФЦП «Электронная Россия». Под выставку и конференцию был отведен самый новый и современный павильон Экспоцентра, в котором установили импровизированную студию для проведения видеоконференций с российскими регионами.
В этом году «ИнфоКом» синхронно проходил в Москве и еще четырех городах России — Екатеринбурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде и Новосибирске. С помощью технологий ВКС были организованы церемония открытия выставки (в режиме on-line), прямое включение регионов, телемосты для обмена опытом в различных прикладных ИТ-сферах. И совсем уж из ряда вон выходящим событием в рамках столь официозной выставки стали турниры по компьютерным играм, под которые была отведена солидная площадь экспозиции.
Рассказывать о самой выставке, пожалуй, нет особого резона, поскольку ее участники не демонстрировали каких-либо технических новинок и не проводили стратегических анонсов. Среди них оказались преимущественно те компании, которые тесно сотрудничают с предприятиями «Связьинвеста» или являются победителями отдельных конкурсных лотов по программе «Электронная Россия» (ЭР). Как признались их представители, хотя особых дивидендов от выставки они не ждали, проигнорировать статусное мероприятие тоже было бы неверно. Поэтому фирмы довольствовались небольшими экспозициями, на которых они устраивали не демонстрацию деморешений, а обычные презентации в формате PowerPoint, позволяющие информировать посетителей о типовых проектах или идеологии построения ИТ-систем.
ЛЕОНИД РЕЙМАН предложил ввести во всех федеральных ведомствах штатную должность управляющего по инфор-мационным технологиям (CIO) |
Зато второй день «ИнфоКома» ознаменовался открытием форума «Инфокоммуникации России — XXI век», который начался с совместной пресс-конференции министра связи и информатизации РФ Леонида Реймана, первого замминистра Минэкономразвития РФ Андрея Шаронова и еще четырех представителей ведомств, являющихся государственными заказчиками ФЦП ЭР. Рейман в очередной раз подчеркнул, что мероприятие можно считать своеобразным отчетом министерств и ведомств, заинтересованных в выполнении задач ФЦП, которую председатель правительства России Михаил Касьянов назвал приоритетной для государства.
Сделано, по мнению министра связи, уже немало: запущены пилотные проекты электронных торговых площадок в отдельных регионах, введены в эксплуатацию ряд систем телемедицины, телеобучения, киберпочты и киберпрессы. А главное — ведутся реальные работы в МВД России, Прокуратуре, Государственном таможенном комитете, Счетной палате, МНС РФ, Министерстве финансов и других организациях в целях налаживания межведомственного взаимодействия и объединения ранее разобщенных информационных систем. Кроме того, продолжается подключение к глобальным сетям органов местного самоуправления, отделов ПВС МВД, ЗАГСов, почтовых отделений и объектов Госатомнадзора.
Уровень компьютеризации населения растет ускоренными темпами, что повышает актуальность проектов создания электронного правительства, внедрения телеобучения и телемедицины. Ссылаясь на данные ВЦИОМ, Рейман отметил, что в 1998 году степень «проникновения» ПК составляла только 3%, а в 2003 году достигла 10%. За редким исключением, заявил он, персональные компьютеры имеют выход в Internet (это утверждение мне представляется весьма спорным, что и подтвердили результаты предпринятого мной опроса некоторых владельцев ПК). Вместе с тем министр добавил, что уровень доступности информационных технологий в Москве и российской провинции различается на порядок, а значит, нужно стремиться, прежде всего, к выравниванию этого дисбаланса.
Как бы бодро ни отчитывались госчиновники об успехах программы «Электронная Россия», ее придется серьезно модернизировать. На втором году жизни ФЦП оказалось, что многие ее ключевые положения невыполнимы. В частности, это относится к созданию единого информационного поля всех органов государственной власти и управления. Сегодня каждое ведомство ориентируется на собственные информационные потребности и внедряет свои аппаратно-программные средства и базы данных.
Рейман привел несколько примеров нестыковки ИС отдельных государственных учреждений. Так, Федеральная геодезическая служба установила, что географическая территория нашей страны была оцифрована различными ведомствами четыре раза, причем эти ресурсы поддерживаются и обновляются независимо друг от друга на средства федерального бюджета. А органы власти используют 15 разных систем финансового учета, ни одна из которых не согласуется с работающими в Казначействе или Минфине РФ.
Коренная причина нестыковки информационных систем и стратегий ИТ-развития российских министерств и ведомств кроется в недостаточном финансировании федеральных целевых программ информатизации. В первый год реализации ФЦП «Электронная Россия» из бюджета страны было получено порядка 14% запланированных средств, а во второй — около 20%. Пятикратное отставание от графика выполнения программы по такому ключевому параметру, как объем инвестиций, по сути, поставило крест на многих ожиданиях.
На прошедшем 11 сентября заседании Правительства РФ Минсвязи предложило разработать единую концепцию использования информационных технологий всеми федеральными органами власти. На ее основе будут строиться как внутриведомственные программы информатизации, так и межведомственные проекты, подлежащие реализации, в том числе в рамках «Электронной России». Частью этой концепции станет утверждение единой технической политики, контролировать соблюдение которой в своих ведомствах должны управляющие по информационным технологиям. Эта штатная единица, эквивалентная должности CIO в зарубежных компаниях, по мнению Реймана, обязательно должна быть введена во всех федеральных структурах.
Государственные органы переживают сегодня этап «лоскутной автоматизации» — термин, уже подзабытый по отношению к крупным коммерческим структурам. Большинство из них гордятся надстроенными над их системами и базами данных Web-интерфейсами, при помощи которых обычные граждане могут передавать электронные налоговые декларации и акты гражданского состояния. Однако Андрей Шаронов убежден, что процесс информатизации должен охватить более глубокие слои повседневной деятельности органов власти.
Необходим реинжиниринг управленческих процессов и процедур документооборота, после чего многие лишние функции упразднятся сами собой, а оставшиеся будут подкреплены внедряемыми ИТ-решениями. «Информатизировать нужно не хаос, а реально работающую систему», — заключил замминистра по экономическому развитию. Трудно с этим не согласиться, но кто из чиновников захочет добровольно покинуть родной кабинет в угоду высшей идее? Кто из них захочет отказаться от своих прав и полномочий? В общем, реализация очередной фазы «Электронной России», снова натолкнется на так называемый человеческий фактор.