Регионы строят системы электронных госзакупок, опираясь на собственные стандарты
АЛЕКСАНДР КАРПАЧЕВ: «Эффективность использования системы электронных госзакупок складывается из экономической, политической и стратегической составляющих» |
На прошедшем «ИнфоКоме» перед широкой общественностью и прессой держали отчет не только высокие государственные чиновники, но и представители ряда коммерческих компаний, связанных с реализацией ФЦП «Электронная Россия». Одной из таких фирм является «Корпорация ПАРУС». В декабре 2000-го года фирма начала инвестировать в создание системы «ПАРУС-Госзакупки» для автоматизации процесса государственных, муниципальных и ведомственных закупок. Этот шаг предопределил дальнейшее направление деятельности российского разработчика управленческого ПО: от построения информационных систем предприятий «ПАРУС» постепенно стал переносить акцент своей работы в государственный сектор, точнее — на создание вертикальных решения для органов государственной власти.
В середине 2002 года было получено экспертное заключение Института госзакупок им. Соловьева о том, что система «ПАРУС-Госзакупки» соответствует действующему законодательству РФ и типовым процессам размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. И в том же году компания стала победителем конкурса Минэкономразвития РФ в одном из программных мероприятий ФЦП ЭР, которое называется «Практическая реализация мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления». Конкурсная комиссия под председательством Андрея Шаронова признала выдвинутую «Корпорацией ПАРУС» концепцию построения системы электронных торгов для региональных государственных и муниципальных нужд на базе своего продукта «ПАРУС-Госзакупки» наиболее актуальной и эффективной.
Эффективность использования системы электронных закупок, по мнению президента «ПАРУСа» Александра Карпачева, складывается их трех составляющих: экономической (сокращаются на 12-20% выделяемые на эти цели бюджетные средства); политической (расходы становятся прозрачными и контролируемыми) и стратегической (закладывается фундамент будущего электронного правительства). По оценкам Шаронова, в прошлом году на госзакупки было выделено порядка 800 млрд. рублей, и благодаря внедрению электронных торговых систем Правительство сэкономило около 35 млрд. рублей.
Система электронных торгов от «ПАРУСа» действует на сегодня уже в нескольких регионах, и еще с несколькими субъектами РФ готовится подписание соглашений на поставку. Примечательно, что ряд субъектов федерации и муниципалитетов закупили этот продукт по собственной инициативе, то есть — за счет собственных средств, не дожидаясь выделения денег из Москвы. Это Красноярский и Краснодарские края, а также города Тольятти и Сургут. А первый государственный контракт в рамках ФЦП на реализацию системы электронных госзакупок был заключен между «ПАРУСом» и администрацией Челябинской области в 2002 году.
В госконтракте на 2003 год фигурируют Республики Саха (Якутия), Чувашия, Башкортостан и Мордовия, Ленинградская, Тульская и Липецкая области, Алтайский край и Ханты-Мансийский округ. В каждом из этих проектов базовое решение «ПАРУСа» проходит через глубокую адаптацию к сложившейся процедурной практике выполнения закупок для госнужд. Поэтому системы электронных торгов, действующие, скажем, в Красноярском и Краснодарском краях похожи друг на друга разве что только пользовательскими интерфейсами.
Как подчеркивает Карпачев, согласно действующему Федеральному закону, государственные закупки — «вещь организационно размытая». В Федеральном законе не прописаны четко схемы проведения конкурсов, размещения и обработки заявок, не говоря уже о том, что каждая администрация региона или муниципалитет придерживаются собственного классификатора товаров и услуг. Но в любом случае задачей внедрения системы «ПАРУС-Госзакупки» является объединение всех информационных ресурсов, отвечающих за поддержание закупок, в единую среду, доступную всем заинтересованным сторонам.
К примеру, в Ханты-Мансийском округе структура единого пространства складывается из отдельных муниципальных систем, так как полномочия по проведению бюджетных конкурсов здесь делегированы на уровень городского самоуправления. Информационная система Красноярского края реализует жесткую централизованную вертикаль управления на всех стадиях обеспечения конкурса по закупкам. А систему, внедренную в Краснодарском крае, следует рассматривать как часть краевой электронной биржи, в которой зарегистрировано большое количество коммерческих предприятий и бюджетных организаций.
Несмотря на разнообразие процедурных схем осуществления государственных торгов в российских регионах, Александр Карпачев выделил две тенденции, характерные для нынешнего развития электронных систем госзакупок. Во-первых, они все больше тяготеют к стыковке с системами, установленными в органах Федерального казначейства (что, впрочем, не вызывает удивления, так как деньги для торгов берутся именно оттуда). А во-вторых, по своей структуре и функциям они все больше напоминают типичные электронные торговые площадки региона, которые должны быть доступны максимальному количеству хозяйствующих участников.
Дальнейшее развитие подобных систем, видимо, во многом будет зависеть от новой редакции ФЗ «О государственных закупках», который будет утвержден Госдумой следующего созыва. В ней, как предполагает Карпачев, основные процессы проведения электронных тендеров, будут прописаны уже в явном виде.
Однако стандартизация информационных систем, а значит — и возможность сопряжения региональных площадок друг с другом пока находится под вопросом. Главный «камень преткновения» здесь — отсутствие общероссийского классификатора товаров и услуг, а также единой нормативно-справочной базы в области госзакупок. «Уполномоченные государственные органы показали свою полную недееспособность в создании подобной базы», — отметил Карпачев. Поэтому специалистам «ПАРУСа» приходится закрывать бреши собственными силами. Типовой электронный классификатор создается ними в Чебоксарах, причем есть вероятность, что потом он будет одобрен на уровне Минэкономразвития в качестве эталона для региональных систем госзакупок.
Вместе с тем, фирма «Компьюлинк» занимается информационной платформой для госзакупок федерального масштаба, которая, по логике вещей, также должна уметь взаимодействовать с региональными системами торгов. В ней также предусматривается классификация товаров и услуг. А если несколько разработчиков станут предлагать независимые решения одной и той же проблемы, то выяснится, что кто-то снова сделал лишнюю работу.