Некоторые полагают, что Internet можно превратить в зону, свободную от прослушивания. Это было бы прекрасно, но особо обольщаться на сей счет не стоит.
«Законный перехват информации» — вот более точный, хотя и длинный термин, который характеризует вторжение правоохранительных органов в телефонные сети и деятельность операторов связи, начиная с некоторого часа «X». И что касается законных способов установления контроля за каналами передачи в Internet, на сегодняшний день картина по-прежнему неясна.
Есть мнение, что принятый в 1994 году в США нормативный акт о перлюстрации электронных документов (Communications Assistance for Law Enforcement Act, CALEA не дает достаточно четкой законодательной базы для контроля за механизмами обмена информацией в Internet. К примеру, ряд официальных лиц уже предсказывали, что Федеральное правительство проиграет дело о применении положений CALEA к технологии передачи голоса по сетям IP (VoIP), если будут предъявлены соответствующие иски. Впрочем, это вовсе не означает, что в таком случае ФБР откажется от перехвата речевой информации, передаваемой по VoIP.
В марте представители Федерального бюро расследований и Министерства юстиции США изложили свою точку зрения в ответ на запрос FCC по поводу регулирования сетей VoIP. Но даже с учетом постановления суда, согласно которому акт CALEA не касается VoIP и других приложений Internet, вполне вероятно, что в сегодняшних условиях жесткой борьбы с терроризмом Конгресс США вскоре примет новый закон, который предоставит властям возможность беспрепятственного прослушивания пакетного голоса. А реализовать соответствующие механизмы очень легко. Иллюзии по поводу того, что мы защищены от наблюдения, очень быстро исчезнут, если поставщики Internet-услуг прямо сейчас не объединятся и не потребуют разъяснить порядок надзора.
Последние новости в немалой степени озадачивают. Похоже, ФБР решило сыграть роль Большого Брата, попытавшись поставить телекоммуникационный бизнес под собственный контроль самым нелогичным образом. В последних сообщениях средств массовой информации говорится, что ФБР хочет возложить задачи надзора на поставщиков услуг VoIP. Смысл в этом усмотреть сложно. Технология VoIP представляет собой лишь одно из многочисленных приложений Internet, а следовательно, поставщиком таких услуг VoIP может стать абсолютно любой провайдер (включая так называемых «плохих парней»). Так что же получается: ФБР хочет поручить прослушивание тысячам независимых провайдеров и полностью довериться им?
Кроме того, базовая архитектура VoIP такова, что голосовые пакеты не проходят через выделенный центральный сервер, поэтому осуществлять контроль над ними, находясь в каком-либо одном сетевом узле, попросту невозможно. Все другие приложения Internet также являются лишь небольшими кусочками Сети, и любой желающий может установить свой собственный сервер. Поэтому организовывать мониторинг приложений на сервере не очень логично.
Единственным решением проблемы в данном случае представляется контроль над механизмами доступа в Internet. Такая идея тоже не идеальна, да и, как показывает история, далеко не всегда правительственные инициативы заслуживают уважения. Но это — единственный способ реализовать то, что, по мнению правоохранительных органов, непременно должно быть реализовано.
По-прежнему сохраняется опасность выбора альтернативного варианта, при котором поставщиков услуг Internet обяжут соблюдать ограничения на установку серверов приложений и введут некоторые «разрешенные» архитектуры служб. Этот подход разрушит целостность Сети или передаст ее в руки телефонных компаний, которые не умеют работать в такой среде.
Скотт Браднер (sob@sobco.com) — консультант Гарвардского университета по информационным системам